За последние 4-5 лет Украине приходится проходить через сложную трансформацию. Россия почти полностью закрыла свои рынки для украинской аграрной продукции — поэтому украинские производители должны искать другие рынки для экспорта. В этом — как возможности, так и трудности, ведь выйти на европейские или азиатские рынки порой крайне непросто.
— Удается ли нам осваивать другие рынки?
— Да, удается. Конечно, процесс непростой. Во-первых, переориентация нашим производителям не дается за один день. А во-вторых, нужно сделать очень много шагов и на уровне правительства, и на уровне отдельного производителя, который хочет выходить на другие рынки, чтобы эта торговля стала успешной.
Но нам есть чем гордиться: уже за девять месяцев этого года экспортировали продукции, например, в страны ЕС на более $4,1 млрд. Очень неплохой показатель. В прошлом году наш аграрный и пищевой экспорт в общем составил почти $18 млрд.
— $18 млрд — это много или мало?
— Если сравнивать с определенным периодом в украинской истории в торговле где-то в начале 2000-х годов, то это однозначно очень большой прогресс и очень неплохая цифра. Разумеется, если сравнивать с ведущими аграрными странами-экспортерами мира, например, США, Германией или Нидерландами, которые экспортируют продукцию ежегодно где-то на $100 млрд, то мы еще должны поработать, чтобы приблизиться к этим показателям.
Но мы видим тенденцию к росту. И очень важно то, что Украина постепенно становится чем-то большим, чем только житницей мира или Европы, как ее привыкли видеть благодаря нашим природным ресурсам. Благодаря изменению структуры аграрного и пищевого экспорта мы постепенно переходим к тому, чтобы стать супермаркетом мира. То есть поставлять не только сырье, но и переработанную продукцию.
— Происходит ли прирост в 2018-м году по сравнению с 2017-м?
— В общем экспорте мы остаемся примерно на том же уровне, то есть значительного прироста сейчас не видим. Но ожидаем, что за последние три месяца года будет увеличение, ведь в этом году у нас очень неплохой урожай таких культур, как кукуруза. Некоторые вещи у нас будут экспортироваться в последнем квартале 2018 года. Поэтому будем «считать цыплят» по результатам 12 месяцев. Но если посмотреть на восемь месяцев 2018 года, то результат общего экспорта составляет где-то $13 млрд.
В январе-августе 2018 года по сравнению с тем же периодом 2017 года прирост составляет $65,6 млн. Это немного, но по результатам всего 2018 года ожидаем увеличения.
— На какие главные рынки экспортируется украинская продукция? Ведь Азия и Африка не менее важны, чем Европа.
— Да, абсолютно. И это, кстати, свидетельствует о том, что Украина по многим товарным группам переориентировалась от российских рынков на другие. Мы сегодня больше всего экспортируем в страны Азии: среди крупнейших покупателей — Китай и Индия.
— Когда вы говорите об Азии — это учитывая Россию или нет?
— Нет, Россия входит в категорию «страны СНГ». За последние годы объем двусторонней торговли аграрной и пищевой продукцией со странами СНГ постоянно уменьшается. Сегодня эти страны, включая Россию, занимают четвертое место, если брать по регионам. Россия там занимает очень незначительную долю.
— Сегодня Индия и Китай — на первом месте среди рынков украинского аграрного экспорта. Это хорошо или плохо?
— Это неплохо, потому что такие рынки как Индия и Китай растут. Когда мы говорим о Китае, то говорим не только о великолепных возможностях для экспорта сырьевых видов продуктов — пшеницы, кукурузы или ячменя. Ведь Китай характеризуется не только ростом населения вообще, но и ростом среднего класса, ростом дохода потребителей. И поэтому для Китая становятся интересными такие продукты, как говядина, молочные продукты. С ними мы тоже постепенно выходим на эти рынки.
«На китайском рынке 1,4 млрд потребителей, которых нужно кормить. У нас шутят: «Выйди на рынок Китая — и ты можешь больше ни о чем не думать».
— Есть версия, что именно Азия для Украины является приоритетным рынком. Ведь ЕС сам себя более-менее обеспечивает, он сам является мощным аграрным производителем. А вот Азия, прежде всего Китай или Индия, все больше нуждаются в продовольствии.
— Это очень обобщающий вывод. Потому что главным принципом для нас сейчас является дифференциация и диверсификация. Это означает, что для рынков Азии, например, мы можем наиболее успешно экспортировать один вид продукции или несколько товарных групп. Для рынка ЕС интересны другие продукты, которые нам на рынки Азии будет не так выгодно экспортировать.
Поэтому к этим рынкам нужно подходить дифференцированно. И действительно на каждом из рынков искать свою нишу, где у нас есть наиболее конкурентные преимущества, где мы с наибольшей прибыльностью можем тот или иной продукт экспортировать. Если говорить, кстати, о рынках ЕС, то тут, благодаря достаточно высокому уровню жизни и доходов потребителей в странах ЕС, все большим спросом пользуются продукты здорового питания, продукты органические. И в некоторых таких продуктах мы тоже являемся чемпионами. Поэтому для таких вещей нужно искать рынки, разумеется, в ЕС.
— Есть мнение, что выход на рынки ЕС благодаря зоне свободной торговли с Евросоюзом повышает наши собственные стандарты — и тогда украинская продукция лучше выходит на другие рынки. Это правда?
Ведь считают, что ЕС — это рынок с одним из самых высоких стандартов и требований по безопасности и качеству продуктов питания.
«Если ты продаешь свою продукцию на рынке ЕС, значит, можно быть уверенным, что твоя продукция качественная, безопасная, что она действительно соответствует самым высоким международным стандартам качества. И поэтому тебя воспринимают уже гораздо приветливее на таких рынках, как азиатский или африканский или любых других».
— Вы сказали, что Украина должна стать не только житницей, но и супермаркетом мира. Но давайте посмотрим на структуру нашего аграрного экспорта. Три главные позиции — это сырье: зерновые, масличные культуры и растительное масло.
— Растительное масло уже нельзя назвать сырьем.
— Но это переработка очень первичная.
— С одной стороны, да, но с другой стороны мы видим, как уже появляется экспорт бутилированного масла. Это уже, как-никак, первичная переработка. И Украина сейчас занимает почти половину мирового экспорта растительного масла.
Но вы правы. Опять же, когда мы говорим о диверсификации или дифференциации, здесь для нас тоже очень важно сейчас побудить наших производителей, чтобы они занимались в том числе и первичной переработкой. Ведь когда мы говорим о продукции садоводства, то есть о ягодах, фруктах или орехах, которые сейчас тоже Украина активно экспортирует, в частности в ЕС, нужно работать над тем, чтобы мы экспортировали не просто свежие продукты, но и вкладывались в первичную переработку: заморозку или сушку, например. Или поставляли их в виде паст, переработанных конфитюров и тому подобное.
— Последний вопрос очень глобальный. В мире растет урбанизированный средний класс, люди все больше живут в городах, и им надо питаться. Поэтому имеет ли Украина шанс стать незаменимой страной на мировой карте — незаменимой с точки зрения продовольствия, так же, как сегодня некоторые страны являются незаменимыми с точки зрения экспорта энергоресурсов?
— Я думаю, что мы уже сегодня играем очень важную роль в обеспечении пищевой безопасности мира. Об этом говорят наши международные партнеры, об этом говорят такие международные организации, как FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). Ведь действительно в Украине есть для этого все возможности.
«То есть Украина действительно может кормить мир и его растущее население через 10, 20 или 30 лет. И будет обеспечивать мегатренды: здоровое питание, органические продукты, высокотехнологичные продукты».
Но при одном условии — если мы будем относиться к нашему агропромышленному комплексу именно как к комплексу, то есть будем обращать внимание и на водные ресурсы, и на лесные, и будем очень бережно относиться к нашим почвам. Ведь без всего этого, без развития технологий, без развития переработки, без создания дополнительной стоимости в Украине нам будет трудно конкурировать в ближайшем будущем.