В конце прошлого месяца лидеры России, Германии, Франции и Турции собрались в Стамбуле, чтобы поспособствовать урегулированию сирийского кризиса. Это событие практически не освещалось в израильских средствах массовой информации. На фотографии по завершении конференции президент Владимир Путин выглядит улыбающимся и довольным. После публикации заявления становится понятно, почему.
Во-первых, из-за тех, кто отсутствовал. Соединенные Штаты не принимали участия в обсуждениях в Стамбуле, и процесс урегулирования в Сирии ведется в то время, как ни американцев, ни британцев нет на снимке. В заключительном заявлении приветствуется астанинский процесс, а не женевский. Оба призваны урегулировать кризис, однако в первом сотрудничают Иран, Турция и Россия, а вторым руководят западные страны. ООН и другие международные организации призывают как можно скорее оказать гуманитарную помощь при особом внимания к созданию инфраструктуры в Сирии, чтобы обеспечить возвращение беженцев в их страну.
Путин работал на протяжении многих месяцев, чтобы заручиться международной помощью для восстановления Сирии. Но западные страны во главе с США и связанные с ними государства не радовались перспективе помочь из-за разрыва между молчаливым согласием на укрепление Асада в Сирии и затратой ресурсов на его режим. Стамбульская декларация полностью изменила картину: Ангела Меркель и Эммануэль Макрон решили взять курс на облегчение бремени, которое их страны несут, принимая мигрантов, даже ценой фактического признания Асада и действий России по сохранению его режима.
Путину удалось разбить западный лагерь и мобилизовать ведущие европейские страны для реабилитации Сирии, оставив США и Великобританию за бортом. Кроме того, он вновь сделал страну основным посредником в международных конфликтах и приблизил ее к статусу сверхдержавы. Это после того, как на Россию наложили санкции за аннексию Крыма, обвинили во вмешательстве в избирательные процессы и кибератаки на инфраструктуру по всему миру. Нет сомнений в том, что у Путина есть основания быть довольным встречей в Стамбуле.
Мики Ахаронсон — сотрудник Иерусалимского института стратегических исследований (JISS), ранее возглавлявший Отдел внешней политики Совета национальной безопасности.