После встречи президента Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ наиболее прямыми и понятными были следующие слова бывших жителей островов, которых показали в телевизионных новостях: «Мы будем рады, если вернутся Хабомаи и Шикотан, но что касается Кунашира и Итурупа, то сложилось впечатление, что они предлагают нам потерпеть».
По словам премьера Абэ, он договорился развивать переговоры по «северным территориям» на основе советско-японской декларации 1956 года и стремиться заключить мирный договор. В соответствии с этой декларацией Россия передаст Японии острова Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора.
Поскольку стороны намерены придерживаться условий этого соглашения, их слова можно воспринять как то, что сначала будет возвращено два острова. Премьер Абэ заявляет, что нет никаких противоречий с изначальным курсом Японии, в соответствии с которым сначала решается территориальная проблема, а затем заключается мирный договор, однако они есть.
Существуют различные формулировки: «сначала два острова», «два острова плюс альфа» и так далее, однако это свидетельствует о серьезной смене политики правительства. На самом деле, также непонятно, что подразумевает премьер Абэ, когда говорит об урегулировании территориальной проблемы.
Ранее, как только политики или чиновники начинали говорить о двух островах, правые тут же называли их изменниками, заявляя, что они отказываются от требований вернуть четыре острова. Даже было опасно делать такие заявления. В этот раз некоторые выражают свои опасения, однако несмотря на это, нет жесткой критики. Скорее всего, причина в том, что эту политику продвигает премьер Абэ, который пользуется серьезной поддержкой консерваторов.
Если бы премьер был либеральным, скорее всего он подвергся бы агрессивной атаке. В этом смысле есть определенный «эффект Абэ».
Лично я ценю то, что насущная проблема продвинулась хотя бы на шаг. Вместе с тем нельзя игнорировать то, что в этот раз компромиссный план возник только потому, что забуксовал «новый подход» Абэ.
Более того, велика вероятность, что если вернут два острова, на этом все и закончится, как об этом говорят бывшие жители Курил. На самом деле, туманны даже перспективы возврата Хабомаи и Шикотана.
СМИ сообщили, что в ходе переговоров премьер Абэ предложил демилитаризовать «северные территории». Другими словами, там не будет американских военных баз и военных объектов сил самообороны Японии.
Скорее всего, он попытался развеять опасения российской стороны, однако согласятся ли на это США? Россия также в последнее время укрепляет военную мощь на Итурупе и Кунашире. Я не предлагаю раскрыть все детали переговоров, однако меня беспокоит позиция премьера Абэ, который или стремится достигнуть результатов во время своего срока, или же сбивает нас с толку по ключевым вопросам, предлагая нам полностью довериться ему.