Большинству израильских военных самолетов уже несколько десятков лет, и теперь, когда на боевое дежурство была принята первая эскадрилья истребителей-невидимок Ф-35I «Эдир», ВВС и министерство обороны Израиля рассматривают возможность заключения с американской компанией «Боинг» сделки, одной из самых крупных в истории страны.
Сделка, общая сумма которой, по некоторым оценкам, может достигнуть 11 миллиардов доллров, позволит приобрести истребители Ф-15IA (IA означает «Израиль, усовершенствованный»), транспортные вертолеты «Чинук», а также конвертопланы Ви-22 и самолеты для дозаправки в воздухе KC-46.
«Израиль — крайне важный рынок для Боинга и основной источник современных технологий», — сказал Джин Каннингем, вице-президент по глобальным продажам в области обороны, космоса и безопасности Боинг интернэшнл.
По словам Каннингема, Боинг тратит более 220 миллионов долларов ежегодно на закупки в области обороны, а также на инвестиции в израильские стартапы и образование.
Средства на сделку будут выделены из исторического пакета военной помощи на 38 миллиардов долларов, который США и Израиль подписали в 2016 году и который вступил в силу в феврале этого года.
Израиль вовлечен в длительную «войну между войнами», и его ВВС всегда старались достичь преимущества в воздухе над своими противниками в регионе. По этой причине ВВС Израиля получили 12 истребителей Ф-35I «Эдир», собранных компанией «Локхид Мартин». К 2024 году ожидается, что общее число самолетов этой модели достигнет 50, то есть две полные эскадрильи.
Истребители модели Ф-15IA, построенные на заводах Боинга, и к покупке которых склоняются ВВС, наиболее экономически выгодные истребители из когда-либо созданных.
При многочисленных улучшениях по сравнению с прежними моделями — к примеру, более эффективные двигатели и система управления полетом, которые считаются самыми значительными изменениями в этой модели за 20 лет — эксплуатационные расходы Ф-15IA на 25% ниже по сравнению с Ф-15I.
Инженеры Боинга добавили на его крылья две дополнительные внешние подвески, способные нести еще около 13 380 кг боевой нагрузки, то есть 12 ракет воздух-воздух и 15 ракет воздух-земля или воздух-вода, которые способны отслеживать несколько целей одновременно.
Истребители Ф-35I, с другой стороны, ограничены в вооружении, которое они могут взять на борт, так как оно должно находиться во внутренних отсеках, чтобы обеспечить низкую радиолокационную заметность.
Израиль также выразил заинтересованность в покупке Ф-35Б, которые обладают возможностью вертикального взлета и посадки. Это позволяет им использовать гораздо более короткие взлетно-посадочные полосы в случае атаки баз ВВС иранскими истребителями или ракетами «Хезболлы».
Кроме того, Израиль хочет заменить заправщики «Рэм» (Боинг 707), которые нужны для дальних полетов, но возраст которых приближается к 60 годам.
Израильские самолеты «Рэм», их количество засекречено, — это бывшие гражданские самолеты, которые приспособили для военных нужд, к примеру, для дозаправки в воздухе.
Хотя ВВС Израиля думают о покупке подержанных коммерческих лайнеров Боинг 767 и переделке их в летающие танкеры, компания Боинг предлагает приобрести танкеры KC-46, которые также созданы на базе гражданских 767.
Как и в других самолетах-заправщиках, KC-46 обслуживает экипаж из трех человек, два пилота и оператор заправочной штанги. При дальности полета 11 тысяч 830 км KC-46 может дозаправить более 64 самолетов. Танкер может заправлять до 3 самолетов одновременно, причем время дозаправки составит всего 3-4 минуты.
Кроме того, Израиль хочет к 2025 году модернизировать свой флот крупнотоннажных вертолетов, заменив ныне находящиеся в строю Сикорски CH-53 Sна CH-47F Чинук производства Боинг.