Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступил перед представителями венгерской диаспоры, изложив своё видение текущего состояния страны и планов деятельности возглавляемого им правительства. Детальный анализ выступления был сделан в статье «Программа Орбана и его позиция по Украине».
В частности, Орбан заявил, что результаты президентских выборов для венгерского руководства станут показателем того, будет ли продолжена нынешняя политика в отношении Украины. И что венгерское руководство находится «в контакте со всеми потенциальными победителями и уже пытаются договориться о необходимых изменениях» после выборов».
Исходя из этого, уже можно говорить о таких моментах:
- продолжительность опосредованного «участия» венгерских властей в украинской политике;
- возможные форматы такого «участия».
Каковы мотивы?
Во-первых, при тех внутриполитических реалиях и внешнеполитических обстоятельствах, в которых живёт Венгрия, её руководство стремится показывать патриотам реальную заботу о диаспоре. И украинские внутриполитические процессы дали правительству В.Орбана очень удобную для этого тему. И вероятно, что это правительство на самом деле хочет решить то, что называет проблемами венгров в Украине.
Во-вторых, возможно, что Орбан и его команда просто используют образ внешнего врага для создания видимости борьбы. От выборов — до выборов, и далее. И Украина в этом качестве оказалась во времени очень кстати. Так, в своём выступлении на Совете венгров В.Обран не назвал среди соседних стран, с которыми имеются хорошие отношения, Украину и Румынию. Но при этом говорил о проблемах венгерской диаспоры только лишь применительно к Украине.
Выглядит так, будто то Украина стала удобным «мальчиком для битья», хотя могла бы быть в компании с Румынией, ели бы речь шла о тех задачах по защите венгерской диаспоры, которые озвучивает официальный Будапешт.
В каком-то смысле, деятельность украинской власти, заявления украинских чиновников, политиков и разных деятелей создали для нынешнего венгерского руководства «тучную политическую ниву». Благодаря им правительство Орбана получило «долгоиграющую тему» защиты прав венгров в Украине.
Сомневаюсь, что в Будапеште верят в мифический реванш пророссийских сил по итогам выборов, в чём украинцев пытается убедить собственная власть. Если оценивать реалистично, то в Украине власть изменится в виде партий, персоналий, но в целом большинство в Раде останется тем же по сути, что и сейчас.
В этом контексте заявление В.Орбана о выборах следует расценивать больше как демонстрацию готовности его правительства бороться за права диаспоры в Украине, но не как уверенность в том, что политика украинского руководства изменится после выборов. Новое руководство будет старым по сути.
Но для нынешнего правительства Венгрии сохранение существующих проблем в двусторонних отношениях может быть даже более полезным, чем если бы украинская власть отказалась от своей позиции относительно образовательного и языкового законов, двойного гражданства и т. п.
У команды Орбана — большие политически планы до 2030 года, и нынешняя украинская власть является одним из важнейших факторов успеха.
В-третьих, нельзя исключать, что правительство Венгрии делает резкие заявления, заявляет о намерении влиять на выборы в Украине, чтобы спровоцировать рост популярности правых партий и организаций в Украине. Это простой и «не затратный» вариант расшатывания ситуации в Украине, потому что «кайдашихин стиль» украинской политики — это иррациональность, эмоциональная и показная несдержанность, использование оскорбительных и бестактных выражений по отношению к оппонентам, мода на агрессивную реакцию, традиция искать врагов народа и быстро их назначать, и так далее. Кроме того, наличие систематически борющихся с врагами медиа-ресурсов.
То есть, украинская власть, чиновники, политики и разные деятели — все они представляют для Будапешта своеобразный инструмент, который эффективно усиливает отчуждение между разными этническими группами в Украине. Этот «инструмент» действует гарантированно и безотказно, с подзаводкой. Доказано украинской историей последних лет.
Перед выборами этот «инструмент» работает более интенсивно.
Если же говорить о слишком абстрактных возможных сценариях, то увеличение в Раде представительства правых и праворадикальных партий может в итоге привести к тому, что через 5-10 лет в Украине и мире возникнут условия, которые сделают возможной реализацию крымского сценария 2014 года, но уже в западных регионах страны. Для кого-то такой вариант может показаться чистой фантастикой, но потеря Крыма и война на Донбассе тоже были фантастикой. Но при появлении благоприятной «политической механики» абстракции стали реальностью. Технологии — это то, что можно использовать много раз.
Временные параметры
Если правительство Орбана на самом деле рассчитывает на коррекцию украинской политики в важных для себя вопросах, то оно реально будет работать с украинскими политиками и партиями до завершения формирования в Раде нового большинства по итогам октябрьских выборов 2019 года. То есть, влияние Будапешта не ограничится президентскими выборами.
Более того, украинская тема важна для правящей в Венгрии партии в контексте выборов в Европарламент, которые состоятся в мае 2019 года.
Срок полномочий нынешнего состава венгерского правительства завершится весной 2022 года. Но внешнеполитические обстоятельства (включая ситуацию в ЕС) будут поддерживать потребность в использовании образа внешнего врага, возможности демонстрировать во внешней политике патриотизм и силу. В этом смысле украинская тема очень выгодна для Будапешта.
Что может «остановить» Виктора Орбана?
Варианта всего два.
Первый. Политическое поражение самого Орбана и его команды. Но при условии, если у власти в Венгрии их не сменят другие представители правых либо праворадикальных партий.
При этом нельзя исключать, что позиция правительства Орбана по украинской тематике может смягчиться при наличии двух обстоятельств:
- на президентских выборах в 2020 году в США победит представитель Демократической партии, закончится «эпоха Трампа»;
- в парламентах Франции и Германии в это время большинство будут иметь не правые партии.
Если не будет смены правительства Орбана правительством левых сил или либералов, если не закончится «эпоха Трампа», то никто в мире не сможет заставить официальный Будапешт изменить свою политику на украинском направлении. Болеt подробно об этом в статье «Фактор США, ЕС и Польши для венгерско-украинских отношений».
Второй вариант. Уступки со стороны Украины. Но пока они выглядят маловероятными. Потому что приближаются выборы. И потому что украинская власть опирается на правоконсервативный электорат. А это значит бескомпромиссность по вопросам языка, гражданства и т. п. Более подробно об этом речь шла в статье «Война до победного конца: новое ожесточение в отношениях Венгрии и Украины».
Через кого влиять?
Здесь имеется 2 аспекта.
Внешнеполитический. Будапешт будет пытаться оказывать давление на украинскую власть, политиков через международные организации. Украинский закон о языке создал для венгерского руководства выгодные возможности, чтобы объединить свои усилия с руководством Румынии, Болгарии и т. д. Если окончательно утверждение закона будет отложено под каким-либо предлогом на год, то это ухудшит для правительства Орбана возможности подключения к давлению других государств.
Внутриполитический. Венгерская власть будет рекомендовать украинским венграм те политически силы, которые готовы будут отказаться от принятого в первом чтении закона о языке, изменить языковую статью образовательного закона. Это минимум.
Среди таковых политических сил наибольший рейтинг имеют три. Но на сегодня из них наиболее влиятельной выглядит партия «Оппозиционный блок». Если успешно завершит вопросы, связанные с соглашением о сотрудничестве с партией В.Рабиновича и В.Медведчука, то на выборах «фактор диаспор» будет работать преимущественно на неё.
Потому что и правительство В.Орбана, и венгерская диаспора в Украине будут всячески избегать альянсов, которые бы позволяли утверждать, что они реализуют кремлёвские сценарии. Аналогичным образом ситуация может обстоять и другими национальными диаспорами в ряде регионов Украины. В первую очередь речь идёт о Закарпатской, Черновицкой, Одесской областях.
Примечательно, что украинская власть и родственные ей идеологически организации своими действиями и заявлениями обеспечивают для диаспор безальтернативность в вопросе, кого подержать на выборах.