Российская агрессия в Керченском проливе не должна остаться без ответа. Важно, чтобы на европейском уровне был выбран общий и единый подход, а чешское правительство, в свою очередь, предприняло конкретные шаги. Наши дипломаты должны, прибегнув ко всем доступным инструментам, приступить к активной работе по деэскалации конфликта между Москвой и Киевом и открыто поддержать украинских союзников. Я предлагаю конкретные меры, которые должно принять правительство.
Украинский парламент принял решение о введении военного положения. Предложение об этом внес президент Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), которое Киев поспешно созвал после захвата трех украинских кораблей российскими военными. При столкновении были ранены шесть украинцев, а еще более 20 были задержаны российскими военнослужащими. Последовала временная полная блокада Керченского пролива.
То, что совершили российские военнослужащие в нейтральных водах, нельзя интерпретировать иначе, как акт военной агрессии и грубое нарушение международного права, которое не должно остаться без ответа. Ситуация серьезная. Напряженность между Киевом и Москвой растет, и Чехия ради собственных интересов должна включиться в деэскалацию конфликта.
Весьма вероятно, что Кремль хотел создать «дымовую завесу». Возможно, это попытка отвлечь внимание российской общественности от постоянно ухудшающейся экономической ситуации. Она привела к значительному спаду популярности российского президента Владимира Путина. Но важнее мотивации Путина реакция Запада. Мы должны задействовать все доступные нам дипломатические инструменты внутри страны и на международном уровне, чтобы оказать давление на Москву и заставить Кремль деэскалировать ситуацию. Главное, мы должны устрашить Россию, чтобы она окончательно отказалась от подобных провокаций.
Давайте консолидируем нашу внешнюю политику и не позволим Земану троллить нас
Прежде всего, нам всем вместе, на самом высоком политическом уровне, нужно выразить однозначную поддержку Украине. Это должен сделать премьер-министр Андрей Бабиш и министр иностранных дел Томаш Петршичек. Чехия должна ясно дать понять, что агрессивные действия Кремля недопустимы. Мы должны возразить против российской блокады кораблей как акта военной агрессии и нарушения международного права.
Мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы откровенно прокремлевская политика президента Милоша Земана, которая не является отражением позиции большей части чешского общества, превратилась, как это случалось прежде, в официальную позицию Чешской Республики за рубежом. Мы должны ясно дать понять, что Чехия выполняет свои обязательства по отношению к союзникам и что чехи безусловно поддерживают Украину.
Без акта Магнитского не обойтись
Мы должны серьезно обсудить вопрос о принятии в Чехии акта Магнитского. Этот закон действует, например, в США, Великобритании и Прибалтике и налагает финансовые санкции и визовые ограничения на тех политиков, кто связан с нарушением прав человека в недемократических странах (не только в России, но и, например, Саудовской Аравии).
На уровне органов ЕС мы должны продолжать борьбу с российским лобби, которое добивается отмены санкций. Санкции должны сохраниться, и, даже более того, их необходимо ужесточить. Я призываю к ужесточению российских санкций и расширению персонального санкционного списка за счет тех, кто несет ответственность за нынешнюю эскалацию в Керченском проливе.
Украине нужно оказать всю возможную логистическую и финансовую помощь. Я обращаюсь к Министерству иностранных дел, чтобы оно увеличило бюджет, предназначенный для помощи Украины в рамках трансформационного сотрудничества. Наша армия и полиция должны быть готовы поделиться с украинскими партнерами своими ноу-хау, а при необходимости — организовать соответствующие тренинги и обучение.
Шпионов — обратно в Россию
Мы обязаны сократить численность российских дипломатов, аккредитованных в Праге, как и число автомобилей, которыми пользуется российское посольство. И то, и другое значительно превышает количество, необходимое для дипломатических целей. Согласно докладам спецслужб, до половины сотрудников российского посольства — кремлевские шпионы.
Парламент должен создать следственную комиссию при палате депутатов, которая оценила бы влияние авторитарных режимов на чешскую политическую систему. Предложение о создании такой комиссии вскоре внесет моя коллега Гелена Лангшалдова, а партия «Пираты» уже собрала большое количество необходимых подписей. Однако для утверждения предложения нужно, чтобы за него проголосовало большинство депутатов палаты.
Мы должны объединиться и сплоченно ответить. Ситуация серьезная. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо активно действовать, а не просто рассуждать. Мы должны немедленно перейти к политике, которая соответствует интересам Чехии и наших союзников, а также тех стран, чьи ценности нам близки. Украина была, есть и будет нашим союзником, и я таким образом обращаюсь к чешскому правительству, чтобы, согласно этому, оно перешло к немедленным действиям. Прежде чем будет слишком поздно.
Ян Липавский — депутат палаты депутатов Чешской Республики от партии «Пираты».