После инцидента с российскими и украинскими кораблями в Керченском проливе ситуация между двумя странами обострилась. Они обвиняют друг друга в провокациях.
«В магазинах, где я была, только и говорят что о военном положении, — рассказывает доцент Диана Дуцюк о Киеве. — Тональность преимущественно негативная. Моим иностранным студентам звонят их родители, которые просят их вернуться домой или лучше уехать на Запад. Люди очень устали от войны и политики. Предстоят выборы, наблюдается огромная волна популизма».
На Украине уже почти привыкли к войне в Донбассе. Прежде всего из правовых соображений официально говорили не о войне, а об «антитеррористической операции». Но сейчас в соседнем регионе, на Азовском море между Донбассом и Крымом, разгорелся новый конфликт. И внезапно появился новый термин — «военное положение».
В ночь на понедельник, ровно в полночь, в Киеве прошло заседание Совета национальной безопасности. Его секретарь, то есть своего рода руководитель, — Александр Турчинов. Ночные заседания ему не в новинку. В 2014 году украинское руководство проводило их постоянно, иногда даже в бункере, рассказывает Турчинов. Когда начался конфликт из-за оккупации Крыма, российский президент Владимир Путин в телефонных переговорах с иностранными политиками транслировал угрозы: через несколько часов российские войска уже могут оказаться у соседа. Никто не знал, насколько серьезными были эти слова.
Между тем Путин стал более осторожным и умелым. Но серьезный инцидент вновь обострил ситуацию. Российские пограничные войска у входа в Азовское море в воскресенье взяли на таран буксир украинских ВМС и обстреляли небольшой боевой корабль. Эти корабли и еще одно судно были задержаны, на борту, по данным Москвы, находятся 24 моряка, некоторые из них ранены.
Решение о военном положении
Сейчас на Украине на повестке дня решение о введении военного положения. Совет национальной безопасности принял решение, президент в понедельник подписал соответствующий декрет, теперь лишь предстоит голосование в парламенте. Заседание в закрытом режиме — возможно, отсутствие камер поможет сгладить популистские выпады — началось во второй половине дня понедельника. Незадолго до этого «Декрет 390/2018» был опубликован на сайте президента.
В решении Совета национальной безопасности, которое вступает в силу с подписанием декрета, говорится, что военное положение считается введенным уже с 14:00 понедельника и будет длиться 60 дней, позднее президент Порошенко сократил его длительность до 30 дней. Это реакция на действия России, которые в соответствии с определением ООН являются агрессивными, говорится в документе. Поэтому, чтобы суметь «соразмерно отреагировать» в связи с «явной опасностью обширного вторжения российских вооруженных сил на Украину» и «сдержать распространение террористической опасности», вводится военное положение.
Как говорится далее в документе, необходимо «введение особого правового режима», чтобы суметь обеспечить «отражение вооруженной агрессии и гарантирование национальной безопасности». Угрозы для «государственной независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины» должны быть устранены.
Министерство иностранных дел обязуется начать консультации со странами-гарантами Будапештского меморандума 1994 года. Тогда ядерные державы предоставили Украине, которая после распада СССР передала свою часть ядерного оружия России, гарантии соблюдения ее границ — что не сработало в ходе аннексии Крыма Россией в 2014 году. ООН, ОБСЕ и ЕС сейчас должны подключиться к вопросу.
Критика из оппозиции
Министерство обороны, согласно принятому решению, должно «незамедлительно… уточнить план мобилизации вооруженных сил» с особым упором на «первую волну» резервистов. Генштабу дается задание «организовать воздушную оборону Украины», чтобы защитить важные государственные, промышленные и военные объекты. Также необходимо провести «в необходимом объеме» сборы резервистов. Кроме того, соответствующие ведомства должны следить за «общественным порядком», охраной критически важной инфраструктуры и иностранных представительств.
Упоминается и защита от шпионажа и саботажа, а также информационная и кибербезопасность. Последний пункт подписанного Турчиновым решения, пункт 12, содержит лишь одно слово — «секретно». О пункте 12 можно лишь строить догадки. Возможно, он содержит — по логике текста — меры по подготовке к эвакуации или распределению продуктов питания. Такие меры заранее лучше не афишировать.
Дискуссии в киевском парламенте шли до самого вечера. Несмотря на закрытый характер заседания, портал «Украинская правда» через некоторое время после его начала отобразил общую картину. Большинство представителей Блока Петра Порошенко, а также радикальная партия «Самопомощь» выступали за введение военного положения. «Оппозиционный блок», который опасается диктатуры в стране, однозначно был против. Партия оппозиционного кандидата в президенты Юлии Тимошенко потребовала четкого обозначения, какие гражданские права могут быть ограничены введением военного положения. Через некоторое время выступил президент Порошенко. Военное положение вступает в силу в среду утром и — с учетом предвыборной борьбы — продлится только 30 дней. Порошенко подчеркнул, что гражданские права не будут ограничены. В декрете «отсутствуют меры, которые ограничивают права и свободы граждан», отметил Порошенко.
Освещение российским телевидением
В России еще в субботу вечером были заметны признаки того, что назревающий долгое время конфликт вокруг Азовского моря снова может оказаться в центре внимания. Министр иностранных дел Сергей Лавров в ходе визита в Рим подробно высказался на эту тему, что затем стало рассматриваться как подготовка к воскресным событиям. Ситуация вокруг внутреннего моря используется как предлог, чтобы оказать давление на Россию, сказал Лавров. Россию принуждают к тому, чтобы усилить присутствие пограничных войск и солдат у Керченского пролива, поскольку официальные представители Украины неоднократно грозили разрушить Керченский мост, который Россия построила вопреки нормам международного права.
Соответствующие заявления, как известно, сделаны только одним депутатом Верховной Рады и заместителем министра, но, несмотря на это, Лавров пожаловался на отсутствие «четкой реакции» со стороны Запада. В воскресенье в течение дня российские государственные СМИ и политики воздерживались от комментариев относительно ситуации в Азовском море, что чаще всего происходит, когда еще не определен официальный курс. Ситуация изменилась лишь вечером — в выпуске влиятельной передачи «Вести недели». Там на протяжении многих недель показывают обличительные репортажи о Порошенко, но ранее это делалось прежде всего в контексте раскола внутри православной церкви, то есть желания Украины создать церковь, независимую от России. Москва стремится предотвратить это, но не может.
Подобный сюжет был показан и в это воскресенье — но только после сообщения об украинской «провокации» в Керченском проливе. Она была представлена — как и раскол церкви — как попытка Порошенко улучшить свой рейтинг. В понедельник ситуация развивалась в разных направлениях. С одной стороны, государственное телевидение показывало демонстрантов перед российским посольством в Киеве, которые в ночь на понедельник выкрикивали лозунги «Смерть России», и постоянно подчеркивало, что Порошенко инсценировал инцидент в воскресенье, чтобы объявить военное положение и таким образом расширить свои полномочия.
Известный подход
Но, с другой стороны, даже самые ярые подстрекатели среди ведущих телепрограмм указывали на то, ситуация в Азовском море «слава богу» успокоилась, Керченский пролив снова открыт для судоходства, а трое украинских матросов с «легкими ранениями» доставлены в больницу в Керчи. Требование Порошенко освободить матросов, которых он рассматривает как пленных России, не обсуждалось.
Не получившие ранений моряки в понедельник были допрошены сотрудниками ФСБ — в отношении членов экипажа, корабли которого проверяются российскими следователями в порту Керчи, проводится расследование по делу о «несанкционированном пересечении границы». Это обвинение озвучивалось в понедельник неоднократно, в том числе и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Киев нарушил «международное право», сказал он. Три украинских корабля на пути из Одессы к Керченскому проливу не запросили разрешения, прежде чем войти в 12-мильную зону перед побережьем Крыма, которую Россия — как и сам Крым — рассматривает как свою территорию.
Подход известный: Москва сама не придерживается международного права, как и в случае с аннексией Крыма, но указывает на нарушения, когда это в ее интересах. В российских СМИ, кроме того, упоминается, что только в сентябре украинские военные корабли проходили по схожему маршруту к Керченскому проливу и без проблем его пересекали — право использования пролива и Азовского моря для судоходства в равной степени Украиной и Россией закреплено в двустороннем договоре 2003 года. Теперь Россия утверждает, что в сентябре украинская сторона, в отличие от нынешней ситуации, запросила разрешение и взяла на борт российского лоцмана. Кроме того, в воскресенье украинские капитаны не реагировали на приказы остановиться, так что российское пограничники были «вынуждены» вначале взять один из кораблей на таран, а затем даже открыть огонь.
НАТО предупреждает Россию о последствиях
В последние недели многие независимые российские журналисты ожидали, что президент Путин посредством новой военной инициативы может попытаться предпринять действия, чтобы успокоить всеобщее недовольство среди населения. Рейтинг Путина снизился до среднего уровня, какой был и до аннексии Крыма в 2014 году. Во многом это связано с объявленным в середине июня повышением пенсионного возраста. Поэтому многие российские журналисты высказывали в понедельник предположение, что Путин может попытаться заполучить все Азовское море, чтобы было что противопоставить внутриполитическим проблемам.
Кроме того, возможно, Путин хочет отвлечь внимание от другой проблемы. На прошлой неделе украинские СМИ со ссылкой на министерство по делам временно оккупированных территорий сообщили, что часть конструкций российского моста через Керченский пролив просела. Морской грунт в этом месте состоит в основном из ила и песка. Рабочим пришлось вбивать свыше 6,5 тысяч свай для укрепления. Мост был торжественно открыт только в мае, когда Путин проехал по нему за рулем грузовика. Мост имеет важное значение для интеграции Крыма в российскую территорию. По государственному телевидению тогда говорили, что мост выдержит любые нагрузки.
ЕС и НАТО в понедельник ясно заняли позицию в поддержку Киева. После внеочередной встречи Комиссии НАТО-Украина генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг охарактеризовал положение как «очень серьезное». Россия должна понять, что ее действия будут иметь последствия. Тем не менее Столтенберг призвал к спокойствию и сдержанности. «Мы должны не дать ситуации выйти из-под контроля, чтобы она не стала еще более опасной», — сказал он.
Ранее председатель Европейского совета Дональд Туск по телефону осудил «российские применение силы в Азовском море». Россия должна отпустить задержанных украинских матросов, освободить арестованные украинские корабли, а также воздержаться от дальнейших провокаций. «Европа останется единой в поддержке Украины», — сказал Туск.