Китай должен найти компромисс со своими соперниками из числа претендентов на акватории Южно-Китайского моря, потому что это соответствует его долгосрочным интересам в области национальной безопасности
Китай и Соединенные Штаты в настоящее время поглощены борьбой друг с другом с использованием мягкой и жесткой силы за доминирование в этом регионе. Китай вынужден защищать себя от угрозы нападения Соединенных Штатов со стороны моря. Как заметил покойный государственный и политический деятель Сингапура Ли Куан Ю, цель Китая состоит в том, чтобы отогнать американцев от своих берегов и убрать их из ближайших морей. В более детальном проекте корпорации РЭНД (RAND) говорится о том, что Китай намерен ликвидировать влияние Соединенных Штатов в пределах своего первого — и второго — кругов обеспечения безопасности, которые включают в себя расширенный регион Китая, а также его ближайшую периферию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Пекин может ускорить достижение поставленных целей, если убедит страны Юго-Восточной Азии в том, что у него нет намерений стать эгоистичной и агрессивной гегемонистской державой. Для этого он должен постепенно изменить подход к своим конкурентам в районе Южно-Китайского моря.
Хотя Китаю удалось создать атмосферу доверия и снизить напряженность в том, что касается его споров по поводу морских территорий с некоторыми претендентами, включая Бруней, Малайзию и Филиппины, их позиции продолжают значительно расходиться, а отсутствие доверия все еще может быть использовано Соединенными Штатами. Компромиссы — такие, как совместная разработка или подразумеваемое признание, по крайней мере, возможности совместного использования спорных территорий, — а также растущие китайские инвестиции, торговля и помощь могут заставить большую часть Юго-Восточной Азии отойти от Соединенных Штатов и встать либо на сторону Китая, либо занять нейтральную позицию.
Соединенные Штаты почти отказались от политики активного взаимодействия с Китаем, и теперь они хотят сдерживать его и не давать ему возможности добиться регионального или, может быть, мирового доминирования. Для этого Вашингтону нужно поддерживать свое преимущество в области мягкой и жесткой силы в этом регионе. Ему нужно «демонстрировать флаг», и также использовать дипломатию канонерок, чтобы убедить союзников и друзей в своем присутствии и в своей решимости. Соединенные Штаты должны также проводить операции в области разведки, слежения и рекогносцировки для поддержания своего военного превосходства. В качестве оправдания такого рода провокационных действий Соединенные Штаты ссылаются на то, что они таким образом обеспечивают свободу мореплавания. Однако Соединенные Штаты на самом деле соединяют широко поддерживаемую концепцию вековой давности о свободе коммерческой навигации со свободой предпринимать опасное размещение боевых кораблей и боевых самолетов. При этом большинство стран Юго-Восточной Азии в состоянии разгадать эту уловку. Они все меньше рассматривает подобного рода провокационные действия как приоритетные или как осуществляемые в их интересах.
Для усиления привлекательности своей позиции Соединенные Штаты утверждают, что они поддерживают «международный порядок», который помогли создать, который возглавляют, и который приносит им значительные дивиденды. Кроме того, они являются самоназначенным главным или даже единственным арбитром. Однако Соединенные Штаты ведут себя лицемерно и довольно избирательны в том, как именно поддерживать этот порядок, особенно если принципы или правила противоречат их национальным интересам. Китай указывает на это и говорит, что тоже уважает международное право и порядок в целом, хотя иногда и не согласен с некоторыми его конкретными аспектами.
Уже в течение трех десятилетий отношения между Юго-Восточной Азией и Китаем улучшаются, особенно в экономической сфере. Хотя военному сотрудничеству мешают споры по поводу Южно-Китайского моря, в настоящее время проходят совместные военно-морские учения Китая и членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которые могут стать регулярными.
Государства Юго-Восточной Азии, действительно, постепенно меняют взгляды на Китай и свою политику в отношении Пекина. Они переходят от дистанцирования к сближению и все большему сотрудничеству. Китай добился значительных успехов в отношениях с такими странами, как Камбоджа и Лаос, а недавно еще и с Брунеем. Кроме того, он укрепил отношения с такими союзниками Соединенных Штатов, как Филиппины и Таиланд. Соединенные Штаты, со своей стороны, добились прогресса в привлечении на свою сторону Вьетнама в качестве «всестороннего партнера». Все остальные страны в большей мере открыты и готовы принять геополитическое и экономическое восхождение Китая, хотя и делают это в разной степени.
Публичное несогласие с решением Международной арбитражной комиссии 2016 года (International Arbitration Panel 2016), направленное против его традиционных претензий на морские акватории в Южно-Китайском море, стало неожиданным пропагандистским подарком для Соединенных Штатов, и они им прекрасно пользуются. Эта та ситуация, когда действия Китая будут значить больше, чем его слова.
По сути, Китай способен в большей или меньшей степени выполнить на практике вынесенное арбитражное решение, отложив свою традиционную задачу для будущих поколений. Некоторые наблюдатели полагают, что Китай постепенно уже начал делать это. Они указывают на отказ Пекина от дальнейшего строительства на рифе Скарборо, а также на разрешение вернуться туда филиппинским рыбакам.
Китай может подтвердить эту оценку, если откажется от введения ежегодного запрета на рыболовство, от ареста «иностранных» рыбаков в тех местах, которые определяются его претензиями и выходят за пределы его исключительной экономической зоны. Кроме того, сам Пекин может отказаться он незаконной ловли рыбы. Он также может перестать вмешиваться в работу нефтедобывающих компаний, получивших концессии от соперников за пределами своей исключительной экономической зоны и своего континентального шельфа, который еще может быть увеличен.
Следующим шагом могло бы быть совместное использование ресурсов в этих спорных акваториях, включая совместную разработку месторождений и совместного наблюдения за исполнением согласованного режима, обеспечивая тем самым защиту от региональных и внерегиональных нарушителей. Таким образом Китай может вытеснить Соединенные Штаты в политическом плане из района Южно-Китайского моря. Разумеется, Соединенные Штаты способны — и скорее всего — продолжат проведение операций по защите свободы навигации, а также операций по разведке, наблюдению и рекогносцировке. Однако Вашингтон, судя по всему, получит меньше поддержки своим действиям со стороны Юго-Восточной Азии.
Генри Киссинджер однажды использовал метафору «постепенное просачивание» (osmosis) для характеристики политики Китая в этом регионе. Он считал, что Китай склонен к медленному проникновению своей культуры и своего влияния в соседние регионы и не хочет использовать военное запугивание, как это делают Соединенные Штаты. Китай на самом деле может добиться осуществления своих целей с помощью «постепенного просачивания», а не принуждения. Вот почему Китай должен найти компромисс со своими соперниками и попытаться отделить споры с ними от своего стратегического соперничества с Соединенными Штатами.
Марк Валенсия — приглашенный старший научный сотрудник расположенного в китайском городе Хайкоу Национального института по изучению проблем Южно-Китайского моря (Institute for South China Sea Studies).