Качественный государственный менеджмент творит чудеса: страны, которые никогда не претендовали на роль газовых хабов, оными становятся. Если бы кто-нибудь лет двадцать назад сказал, что Турция станет газовым хабом и крупнейшим транзитером российского газа в Европу, многие сочли бы это предположение как очередную сказку из цикла «Тысячи и одной ночи»… Столь непоколебимо тогда выглядели позиции украинской ГТС, с ее высокой пропускной способностью магистральных газопроводов и системой подземных хранилищ природного газа, составлявших треть европейских активных объемов. Но с тех пор кто только у нас с помощью «трубы» не зарабатывал. Хотя заработок «на газу» в украинских реалиях — это как правда «на голубом глазу»: кроме взращивания нескольких клановых олигархических групп, «газовая нива» ничего не дала ни государству, ни обычным людям, разве что небольшой период относительно дешевых цен на энергоресурсы, который был «куплен» политическими уступками, такими, например, как признание Азовского моря внутренними водами Украины и РФ и таким же дешевым транзитом.
Но если в Турции государственный менеджмент творит «хабовые» чудеса, то в Украине наши «элиты» генерируют не менее фантастические «античудеса», которые можно рассматривать как уникальный образчик экономической антиутопии. А если вспомнить, что одним из синонимов антиутопии является термин «какотопия», от греческого слова «плохой», то все становится на свои места.
Мы буквально тонем в этой «какотопии», невзирая на свои уникальные конкурентные преимущества, когда и ГТС, и ПХГ идут если не прахом, то «ржавчиной». Профукать такой транзитный потенциал и превратиться из страны-хаба в страну-тупик — для этого тоже нужен недюжинный управленческий талант или недюжинная жадность.
А что же блистательная Порта?
В 2017 году потребление газа в Турции достигло максимальной исторической отметки, превысив 53 миллиарда куб. м, увеличившись за год на 16%. Эта тенденция будет сохраняться и впредь, ведь вследствие изменения климата и сокращения водных запасов возможности гидроэнергетики в стране сокращаются, и для генерации электричества нужно жечь газ.
С точки зрения диверсификации поставок, примерно 25 миллиардов куб. м приходятся на РФ. Остальные поставки закрывают, в том числе, Азербайджан и Иран. Кроме того, Турция наладила поставки сжиженного газа из Алжира и Нигерии морским путем.
По прогнозам Газпрома, полное завершение строительства «Турецкого потока» состоится в 2019 году, когда будет введена в эксплуатацию сухопутная часть газопровода. Морской участок транзита досрочно завершен буквально на днях и был торжественно «принят» главами РФ и Турции.
По оценкам Газпрома, мощности первой нитки «Турецкого потока» будут использованы для поставок газа на турецкий рынок, а второй — для транзита газа в Южную Европу: Болгарию, Сербию, Грецию, Италию. Кроме того, потребности Турции будет удовлетворять и действующий «Голубой поток».
Таким образом, на наших глазах турки провели элегантный кидок и восточных, и западных соседей в стиле национальной борьбы «гюреш», когда участников состязаний обильно смазывают оливковым маслом. Казалось бы, в условиях сложной комбинации геополитических интересов ЕС и РФ ловить туркам практически нечего. Ан нет, ухватились за «тело» массивных противников и «опрокинули» их.
Изначально россияне рассматривали проект строительства «Южного потока», который должен был открыть маршрут поставок российского газа из Анапы (РФ) в Варну (Болгария) и далее на Балканы и страны Центральной Европы. Но южному обходному пути повезло значительно меньше, чем северному. Его старт ожидался в 2014 году, и война в Украине, а также аннексия Крыма стали тем маркером, который перечеркнул планы россиян. Замораживание «Южного потока» стало политическим авансом Брюсселя в сторону Киева, несмотря на стенания болгар в Софии. Кроме того, ЕС взял Газпром за жабры Третьим энергетическим пакетом, который предусматривает разделение функций транзита и продажи газа. А ведь все обходные газопроводы РФ строит практически за свои деньги.
Этот нормативный цугцванг Газпром сейчас обходит с помощью создания условно аффилированных с них трейдерских структур, зарегистрированных в европейских странах. Но с турками так не получилось. Эрдоган предложил россиянам свой политический протекторат и гарантии того, что турецкий вариант реинкарнированного «Южного потока» не будет заблокирован даже в случае обострения ситуации в Украине. Взамен турецкий лидер потребовал не «только», условно говоря, «подарить» ему новую ГТС, но и предоставить эксклюзив на поставки российского газа на рынок ЕС в части профицитного транзита.
В этой транзитной модели Газпром лишь поставляет газ до границы ЕС, а уже сам способ и механизм забора газа из новой ГТС европейцы определяют совместно с турецкой стороной. Таким образом, РФ выполняет, хотя и весьма специфически, требования Третьего энергопакета, а Турция на ровном месте получает идеальные исходные технические условия для создания газового хаба мощностью в десятки миллиардов кубических метров. В перспективе, естественно.
Для Москвы же данная транзитная схема хороша тем, что, с одной стороны, с помощью развития южных обходных магистральных маршрутов транзита газа она фактически обескровливает украинскую ГТС, а с другой — получает транзитного партнера в лице Анкары, который может сказать «нет» санкционным требованиям Вашингтона.
Таким образом, пока украинскую власть убаюкивали в Турции всемерной поддержкой в виде непризнания аннексии Крыма и торжественно вручили Томос в Стамбуле, сами турки озаботились куда более прозаическими и менее духовными сентенциями, а именно — как «выгрызть» у Киева примерно 1 миллиард долларов транзитной маржи в год, попутно наполовину зарыв в землю потенциал создания газового хаба на Украине.
Добавим сюда и перспективы запуска нового каспийского газового маршрута, так называемого Южного газового коридора с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, и пазл газового хаба в Турции сложится окончательно. Ведь после завершения строительства южноевропейского газопровода ТАНАП страны ЕС смогут получать дополнительно 10 миллиардов куб. м каспийского газа, а с учетом перспективы расширения пропускной способности этого альтернативного направления — до 30 миллиардов куб. м.
Хотя здесь все закономерно. Если русские и европейцы ищут в Турции возможности для дополнительного заработка или хеджирования энергетических рисков своих стран, мы пока озабочены больше духовными аспектами своей идентификации, в надежде что наша ГТС сама «загрузится» лишь силой крестного знамения. Уповать на повторение чуда в Кане Галилейской и ждать, когда наша «труба» вместо воздуха наполнится газом, — это, наверное, единственная стратегия власти на 2020-й год, когда в декабре 2019-го закончится действие базового договора с Газпромом. Аккурат к следующему новому году.
И пока другие страны выстраивают прагматические стратегии личного благосостояния и зачастую за счет соседей, Украина в лице своих государственных мужей все больше погружается в «какотопию» ирреальных смыслов, «фантастических зверей» и «преступлений Гриндельвальда»…