Ведь речь идет о большом шаге вперед, историческом моменте: первая женщина удостоилась награды «Золотой мяч» — это должно быть настоящим праздником.
Что же еще и праздновать спортсмену, если не такое? Аде Хегерберг (Ada Hegerberg) всего 23, лучшие годы у нее впереди. В 2013 году, когда ей было 17, она украсила Чемпионат Европы, где Норвегия заняла второе место. После этого она трижды становилась победительницей Лиги Чемпионов. В этом году она забила за «Лион» целых 33 гола в 21 матчах (к слову, у Рональдо – всего 15) – и получила трофей в четвертый раз. Норвежка стала лучшей футболисткой Европы в 2016 году, лучшей футболисткой 2017 года по версии «Би-би-си» (BBC), а сейчас получила и «Золотой мяч».
Она потрясающий футболист. Но сегодня мы проснулись с ощущением, что возможность сделать шаг вперед упущена. И это нельзя назвать возвращением к прошлому, потому что, к сожалению, сексизм — явно дело настоящего. Когда диджей Мартин Сольвейг (Martin Solveig) попросил Хегерберг станцевать тверк на сцене, он продемонстрировал, что еще для слишком многих людей ее выдающийся талант менее важен, чем главное, по их мнению, предназначение тела женщины — развлекать мужчин. Ее короткое «нет» перед уходом свидетельствовало о хорошем самообладании.
Просили ли Луку Модрича (Luka Modric), победителя-мужчину, как следует потрясти бедрами? Конечно, нет. И никогда не попросили бы, даже «в шутку».
Сольвейг написал в твиттере самое халтурное извинение, какое только можно было придумать: «Я все объяснил [Хегерберг], и она сказала мне, что поняла, что это была шутка. В любом случае, мои извинения всем, кого это могло обидеть. А главное — поздравления Аде». Я уверена, что Хегерберг высоко оценила его извинения, но ведь это не единичный случай. Это не какой-то отдельно взятый никому не известный ведущий. И это не шутка. Сексизм глубоко укоренился в обществе, и спорт это отражает.
20-летнюю канадскую теннисистку Эжени Бушар (Eugenie Bouchard) в 2015 году во время интервью на Открытом чемпионате Австралии спросили, не может ли она «повететься». Рэймонд Мур (Raymond Moore), бывший директор турнира в Индиан-Уэллсе назвал женщин-теннисисток «физически привлекательными» и заявил: «Если бы я был теннисисткой, я бы каждую ночь падал на колени и благодарил Бога, за то, что на свете были Роджер Федерер (Roger Federer) и Рафа Надаль (Rafa Nadal), потому что это они подняли этот вид спорта на такую высоту. Реально». Его взгляд на равную оплату труда, к нашему большому разочарованию, поддержал Новак Джокович (Novak Djokovic). Обтягивающий комбинезон Серены Уильямс, специально разработанный, чтобы помочь ее восстановить кровоснабжение после очень тяжелых родов, во время которых она была близка к смерти, запретила Федерация тенниса Франции.
На одном из мероприятий, где я присутствовала всего месяц назад, бывший футболист со сцены сказал, что женский и мужской футбол отличается тем, что «мужчины физически развиты, а женщины красивы». Маурицио Сарри (Maurizio Sarri), который сейчас возглавляет «Челси» (Chelsea), в марте сказал журналистке: «Ты женщина, и красивая, только по этим двум причинам я тебя не пошлю сейчас в задницу». А в конце вчерашнего награждения во время интервью игрок французской сборной, победившей на Чемпионате мира, Антуан Гризманн (Antoine Griezmann) поздравил Модрича и «ту девушку из „Лиона"».
Очень удручает то, что все это может затмить достойную попытку привлечь больше внимания к лучшему в женском футболе. К несчастью, пока эти попытки лишь показали, что нам еще многое предстоит сделать, прежде чем к женскому футболу станут относиться с должным уважением.