Одновременно с эскалацией российской агрессии на Украине с удвоенной силой разгорелась информационная война. К сожалению, сейчас, как и в течение всех последних четырех лет, в польской прессе нередко появляются материалы, будто бы написанные в Кремле. Продолжающаяся с 2014 года необъявленная российско-украинская война вновь вернулась на первые страницы газет, а комментаторы, занимающиеся текущими событиями, сразу же перевоплотились в советологов, а также экспертов по России и Украине. Некоторые из них не скрывали, что относятся к конфликту на востоке как минимум неоднозначно.
Нужно дать России шанс
«Или мы продолжим покупать газ (российский, — прим. „Газета польска"), или у нас будет война. Напомню, что причиной самых масштабных мировых конфликтов было унижение», — указывал в эфире радиостанции «Ток ФМ» Ярослав Гугала (Jarosław Gugała). Бывший посол в Уругвае, работающий сейчас на канале «Польсат ньюз», объяснял, что россияне пережили ужасное унижение в 1991 году, когда прекратил свое существование Советский Союз. «Это чувство стало сильной движущей силой для каждого политика. Люди мечтают, чтобы мир их боялся. Так же выглядела первопричина развязывания Второй мировой войны», — подчеркивал он, убеждая, что «лидеры других стран обязаны понять Россию, дать ей шанс», поскольку несмотря на свою экономическую слабость, она обладает военным потенциалом, позволяющим «сто раз обратить мир в руины». Это любопытная, но опасная позиция, ведь она предполагает, что либо мы будем «давать России шансы», покупать у нее сырье и «задабривать медведя», либо Путин и его люди объявят всему миру войну. О том, что снабжение таких режимов средствами и попытки повернуть их в цивилизованное русло в прошлом заканчивались самыми страшными войнами, Гугала или не знает, или не помнит.
На крайнем фланге политической дискуссии звучал голос занимающего открыто пророссийскую позицию Януша Корвина-Микке (Janusz Korwin-Mikke), который объяснял российские действия тем, что «Киев выполняет распоряжения Вашингтона, а там взяла верх фракция, стремящаяся к войне с Москвой». Он также не исключает, что Порошенко вступил в сговор с Путиным: «Россияне могут предпочитать действующего президента какому-нибудь шальному патриоту», — писал он, излагая запутанную теорию заговора. Похожие тезисы буквально наводнили интернет: с ним выступали пророссийские порталы, комментаторы-квазинационалисты и обычные тролли.
Нельзя помогать украинским оккупантам
На теории Корвина-Микке и заявления троллей можно было бы просто не обращать внимания, если бы не тот факт, что с такими же идеями выступали представители политического мейнстрима. Так, когда разразился кризис в Азовском море, независимый депутат Марек Якубяк (Marek Jakubiak) на своей странице в Твиттере призвал польское руководство «не позволять втягивать себя в чужую войну». Его пацифизм, возможно, не вызывал бы отторжения, но одновременно в дискуссии с интернет-пользователями Якубяк поддержал теорию, гласящую, что «Украина с 1991 года оккупирует принадлежащую полякам Восточную Малопольшу».
Эта концепция не нова: в пророссийских кругах польских националистов уже давно начала зарождаться мысль о том, что «следует договориться с Путиным и разделить Украину». Беседуя в передаче «Четверть часа для политики» с плохо подготовившимся к этому разговору ведущим Мареком Пызой (Marek Pyza), Якубяк на все лады убеждал, что «Украина сама во всем виновата», ведь она «отдала Крым без единого выстрела», а «Порошенко владеет заводом на территории России». Последний аргумент, который припас депутат, звучал так: «Украинцы, которым задали на Восточном вокзале в Варшаве вопрос, кто виноват в произошедшем инциденте, называли Порошенко, а не Путина».
В определенный момент такая постановка вопроса стала появляться в дискуссиях наравне с фактами, свидетельствующими о российском нападении на украинцев. Антиукраинские фобии, усиленные историческими травмами («Украина не заслуживает помощи из-за Волынской резни»), искажали картину происходящего и отодвигали на второй план ключевой факт: очередной аккорд российской агрессии. К сожалению, громче всех подпевал России Адриан Кларенбах (Adrian Klarenbach). Журналист канала «Тэ-Фау-Пэ» (TVP), который давно не скрывает своей неприязни к жителям Украины, успел прославиться заявлениями о том, что «Пшемыслю угрожает опасность со стороны бандеровцев», однако, раньше он не повторял слово в слово тезисов Кремля.
Данные под давлением показания как неоспоримое доказательство
В программе, в которой принимал участие заместитель министра иностранных дел Шимон Шинковский вель Сенк (Szymon Szynkowski vel Sęk), Кларенбах говорил, что «Российская Федерация имела полное право напасть на украинские корабли, поскольку на их борту находились специальные агенты». Далее он назвал весь инцидент «одной большой провокацией» и задался вопросом, кто за ней стоит, подчеркивая, что Москва и Киев возлагают вину друг на друга. Тот факт, что украинские корабли перемещались в аннексированном Россией регионе, который охвачен конфликтом, ведущего ничуть не смущал.
«Что за бред? Специальные агенты украинской разведки могли находиться на кораблях украинских ВМФ совершенно законно. 25 ноября 2018 года российские оккупанты открыли огонь и захватили украинские корабли в украинских территориальных водах у берегов Автономной Республики Крым — временно оккупированной Россией неотъемлемой части украинского государства», — написал в ответ на своей странице в Твиттере главный редактор портала «Ягеллония» Влодзимеж Ищук (Włodzimierz Iszczuk). «Продвигать на польском телеканале российский дискурс недопустимо! Это сознательное участие в российской информационной войне против Украины, Польши и Запада», — добавил член житомирского клуба «Газета польска».
Это всего лишь плакат, а они убивают людей
На этом фоне то, что Михал Рахонь (Michał Rachoń) в эфире канала «Тэ-Фау-Пэ Инфо» (TVP Info), решил поставить заслон бесконтрольно распространяющимся российским тезисам, выглядит совершенно нормальным. Он пригласил в студию не депутатов и журналистов, твердящих о «вине Украины», а советолога Ежи Таргальского (Jerzy Targalski), что россияне сочли проявлением «звериной русофобии».
Кремль также вызвал польского посла. «В ходе этой встречи посол ознакомился с представленной ему позицией, которая будет по официальным каналам доведена до сведения МИД Польши. Мы ждем официального заявления посольства РФ в Варшаве, в котором будут сформулированы конкретные обвинения, выдвигаемые нашими российскими партнерами. Эту информацию мы передадим «Тэ-Фау-Пэ»", — сообщает пресс-служба польского дипломатического ведомства.
Возмущение Кремля, который решил вызвать на ковер посла Польши из-за продемонстрированного в программе «После восьми» плаката, можно проигнорировать. Одновременно россияне наверняка отправили в Варшаву массу писем с благодарностями «за прекрасно выполненное задание». А плакат, который послужил фоном к передаче?
«Если кто-то нападает на соседнее государство, мы что, должны это терпеть и гладить его по головке? Это всего лишь плакат, а они убивают людей. Чего заслуживают их действия: похвалы или осуждения?— задается вопросом сам художник Войчех Коркуч. — Плакат сделан для того, чтобы склонить людей поговорить о нем. Реакции на произведение искусства можно только порадоваться. Хорошо, что спустя столько лет, до них наконец дошло, что миру не нравятся действия России», — добавляет он.