В 1801 году во время Копенгагенского сражения вице-адмирал Нельсон приставил подзорную трубу к невидящему глазу и заявил, что «в упор не видит», что начальство велит ему отводить суда с битвы. Так, поговаривают, и родилось английское выражение «глядеть слепым глазом», то есть сознательно закрывать на что-то глаза. Однако в будущем крылатые выражения такой предыстории могут лишиться — из-за убеждения, что фразы, где замешаны животные, надо заменить на бескровно-растительные.
Организация «Люди за этичное обращение с животными» (ПЕТА) считает, что многие привычные выражения увековечивают жестокое обращение с животными. В Твитере организация недавно произвела фурор, заявив что фразы вроде «зарабатывать на бекон» (английский аналог «зарабатывать на кусок хлеба с маслом», прим. перев.) унижают животных. ПЕТА даже сравнила такое отношение с гомофобией, расизмом и насмехательством над инвалидами и больными. Взамен организация предлагает нейтральные обороты: вроде «взять розу за шипы» вместо «взять быка за рога» и «кормить сытого коня» вместо «голую овцу стричь» и «стегать палую лошадь» (хотя если вдуматься, это тоже весьма жестоко). ПЕТА — не первая, кому это пришло в голову: в 2015 году «веганские» идиомы уже обсуждались на «Реддите» (Reddit). Однако на сей раз обсуждение совпало с судебным разбирательством, можно ли считать веганство религией — и подпадают ли строгие вегетарианцы под действие закона об оскорблении чувств верующих. Дело заварилось из-за увольнения вегетарианца за нарушение дисциплины.
За сравнительно короткое время веганство перестало быть нишевой утехой и стало модным увлечением. Согласно свежей статистике, строгих вегетарианцев в Великобритании насчитывается примерно 3,5 миллиона — или 7% населения. Вегетарианские бургеры, которые долго ругали за «картонный» вкус, стали предметом культа, во много благодаря марке «Бийонд Бургер» (Beyond Burger). Гнев на милость сменили и супермаркеты с ресторанами: во всяком случае, в том, что касается ассортимента и меню. Отказались ли они при этом от «жестоких», «звероненавистнических» выражений — неизвестно. Да, веганам есть от чего раззадориться — однако всерьез оправдывая свой новояз тем, будто вегетарианство стало неотъемлемой частью нашей жизни, они пытаются влезть в ботинки из кожзаменителя не по размеру — до которых еще не доросли. У вегетарианцев развелось столько побочных организаций и групп поддержки — как в интернете, так и в реальной жизни — что их деятельность создает эффект эхо-камеры: за всей шумихой легко позабыть, что 93% населения по-прежнему мясоеды.
Заявления, будто фразы вроде «погнаться за двумя зайцами» задевают чувства веганов, не основаны на фактах и не подкреплены здравым смыслом. Наоборот, из них следует, что люди не в состоянии отличить совершенно невинную фразу, выражающую ту или иную мысль в красочной, афористичной манере, от настоящего оскорбления. И оскорбительны здесь именно неуместные сравнения с подлинной расисткой бранью.
Шарина Хамза (Shareena Hamzah), исследователь Университета в Суонси, в своей публикации в журнале «Конверсейшен» (The Conversation) отметила, что вегетарианское просвещение должно идти через язык — однако сама признала, что на это уйдет немало времени. Признала она и то, что далеко не все веганы готовы безоговорочно принять изменения: популярность тех вегетарианских бургеров «с кровью» свидетельствует о том, что культурные ассоциации, связанные с мясом, выживают вопреки смене пищевых привычек.
Британский английский замусорен кучей бестолковых выражений из самых разных мест и эпох. Каждое из них — это своего рода капсула времени, отражающая когдатошний уклад. Например, фраза «витать в облаках» напоминает нам о времени, когда авиация была еще немыслима. Предложение сознательно перестроить язык, чтобы стереть наше плотоядное прошлое напоминает спор о курице и яйце (или, если вам так удобнее, об авокадо и тофу). Сперва меняется культура, и лишь потом язык — и ни в коем случае не наоборот.
Что касается крылатых выражений, мы не можем взять их и утопить, как котят (прошу прощения, как земснаряд) нравится нам это или нет, но они — часть нашего языка. Попытками взять все нахрапом можно лишь испортить дело. Даже не лишенные здравого смысла предложения Хамзы вызвали в сети бурное негодование. Это говорит о том, что предстоит серьезная работа над ошибками и навязшими стереотипами. Многие считают веганов воинствующими нравоучителями — и это портит репутацию добродушному веганскому большинству.
Кампания ПЕТА рискует лишь укрепить этот отрицательный образ. Лучшее, что может сделать обычный человек для сокращения т. н. «углеродистого следа» (выхлопов в пересчете на углекислый газ, прим. перев.) — это стать веганом. Но есть рыбка покрупней, чем бездумное насаждение травоядных идиом.