Итак, со вчерашнего дня в Украине сложилась парадоксальная, невыносимая и крайне небезопасная церковная ситуация. Парадоксальность ее заключается в том, что на территории одной страны образовались две православные митрополии: одна московского патриархата, другая — вселенского. Причем обе митрополии имеют статус поместных, т.е. претендуют на единое поместное представительство всех православных на территории Украины.
Оба патриархата, разумеется, обвиняют друг друга в грубейшем нарушении церковного права и посягательстве на свои законные права. Налицо глубочайший церковный раскол, возможно, самый драматичный за всю историю мирового православия, последствия которого могут быть весьма печальными.
Невыносимость ситуации заключается в том, что мирное существование двух православных поместных митрополий совершенно невозможно. Сам статус поместности, по самому определению, может иметь только одна церковь. Поэтому обе митрополии будут обвинять друг друга в ереси, отказывать в существовании друг друга и довольно скоро превратят жизнь своих мирян в муку.
Потенциальный конфликт был заложен сразу же после распада СССР и появления независимой Украины. Но пока отношения России и Украины были вполне сносными этот церковный спор проходил в своей латентной форме, и украинская власть в него не вмешивалась. Однако, когда Украина и Россия разорвали отношения церковные противоречия немедленно вырвались наружу.
Небезопасность сложившейся ситуации как раз и заключается в том, что она не имеет правового разрешения. А раз так, то, как это часто имело место в истории церковных споров, она будет разрешаться силовым или полу-силовым способом с участием светских властей и активных мирян. И основной вопрос — это, конечно, же, вопрос о собственности. Ну, не веры же?!?
Какие возможны варианты разрешения тяжелой церковной коллизии? По существу, их всего два:
1. Активное выдавливание УПЦ МП за счет отъема собственности и быстрого повышения статуса УПЦ КП до патриаршества
2. Начало религиозной войны и ее неизбежная трансформация в войну с Россией.