100 лет со дня рождения Солженицына. Я не литературовед, чтобы писать о классике русской литературы. Да и классиком, по моему мнению, он стал благодаря своей общественной позиции.
Логичней было бы дать ему Нобелевскую не по литературе (ведь Андрей Дмитриевич не по физике получил премию). Но что дали, то дали.
Писателем, философом и историком Солженицын считал себя с младых лет, а с годами только укрепился в этом мнении. Интересуясь историей России, он утверждался в «понимании» ее бед. А вернее, в «понимании» носителей этих бед. Результатом явился двухтомник «200 лет вместе», разобранный и раскритикованный всеми, кому не лень.
Антисемитизм Александра Исаевича я почувствовал задолго до этого, когда еще жил в Москве и слушал, не помню по чьему «голосу» чтение отрывков из «Архипелага». Потрясающий список евреев — высших чинов ГУЛАГа. Все эти люди были и существовали. Но евреи-начальники были приведены почти все. А не евреи — в меньшинстве. И картина у слушателя и у читателя складывалась соответствующая. Но я не об этом. Каждый имеет право быть антисемитом. Но… Он это стеснялся признавать. Он же классик, он выше этого.
После выхода книги и начавшегося шума, один московский журнал захотел взять интервью у автора. Согласовали с женой. Супруга автора согласилась, что интервью буду брать я. Попросила передать тома «Российской Еврейской Энциклопедии» и надписать. Я надписал: «Автору «Жить не по лжи», с благодарностью». Это эссе произвело на меня, в свое время, большое впечатление. По-видимому, это посвящение не понравилось. И, если подумать, то понятно почему. Его, автора романов и эпопей, благодарят за полузабытое эссе. Разговаривая с Натальей Дмитриевной по телефону, я откровенно сказал, как я оцениваю двухтомник.
Интервью не состоялось.
Но ведь мы любим Петра Ильича не только за это. Если я люблю Чехова и Достоевского, почему я не могу признать высочайшее общественное значение Солженицына 1960-1980-х. Он свое дело сделал.