В последние недели, когда начался так называемый «второй раунд» санкций США против Ирана, американская сторона даровала еще некоторым крупным странам-покупателям иранской нефти «освобождение» от вторичных санкций в случае продолжения импорта нефти из Ирана. И это, фактически, сводит на нет эффект от тех мер, которые в начале ноября США дополнительно ввели против Ирана. Касательно же влияния санкций на разные сектора экономики Ирана имеется целый ряд различных точек зрения. Ряд аналитиков пришли к выводу, что введенные во втором раунде санкции США не достигнут своих целей — а именно, не смогут заставить Иран ни изменить внутреннюю политику, ни повлиять на его «региональное поведение». Другие обозреватели говорят, что в долгосрочной перспективе из-за этих санкций иранская экономика все же попадет в сложное положение.
На самом деле санкции, введенные в предыдущем месяце, и те, что начали действовать против Ирана пять лет назад еще во время президентского срока Барака Обамы, довольно существенно различаются. Ввиду этого предсказать дальнейшее поведение США, других участников соглашения 2015 года, ставшего известным как «ядерная сделка с Ираном», а также ситуацию, в которой окажется сам Иран, будет довольно сложно. Ведь на этот раз США действуют в одиночку, а не в согласии со своими партнерами, — таким образом, санкции США грозят нанести ущерб не только Ирану, но и «третьим странам». Соответственно, и отношение к этим санкциям США у международного сообщества и международных структур совсем иное, нежели к тем, что были введены ранее.
Есть мнение, что в ближайшей перспективе влияние этих санкций будет практически ничтожным. Однако далее, если ситуация в целом не изменится, экономика Ирана столкнется со значительными трудностями. И главным фактором здесь, как полагают многие, станет снижение способности Ирана увеличить объемы нефтедобычи, поскольку у иранской нефтяной инфраструктуры просто не хватит мощностей. На эффективность самих же санкций тоже будут влиять различные факторы. Среди прочего большое значение будут иметь действия другого крупного международного игрока — России. Наряду со снижением влияния этих санкций она может усилить собственное влияние в мире. Россия в состоянии обеспечить более высокий уровень нефтедобычи, увеличив предложение для стран, традиционно импортировавшим иранскую нефть, и укрепить сотрудничество с этими странами. В целом на данный момент трудно дать какой-либо определенный прогноз. Эффективность (или, напротив, неэффективность) этих санкций, их реальное влияние на экономику Ирана зависит от будущей международной обстановки, которая сейчас очень неопределенна. Кроме того, пока неясно, какую роль сыграет Россия, которая может своими действиями в одиночку свести влияние санкций к нулю, и окажется ли после этого экономика Ирана способной воспользоваться благоприятным изменением обстановки. При этом очевидна и уязвимость американской политики — односторонний характер действий США несомненно, менее эффективен, нежели политика, согласованная с другими партнерами.