«Это переходит всякие границы?» — так назывался семинар организации «Народ и оборона» (Folk och försvar) после атаки России на три корабля украинского флота в Керченском проливе в конце ноября. Но на самом деле границу она перешла еще в августе 2008 года, во время войны с Грузией.
Реакция окружающего мира тогда была слабой, и с тех пор мы платим за нашу пассивность, хотя эта война подрывала и основы европейской безопасности.
Может, внешняя политика России здесь стала частью внутренней? Это предположение высказывалось еще в 2014 году в связи с началом войны против Украины и аннексией Крыма. Эти события сильно повысили рейтинг Путина. А сейчас, когда он снова упал, в том числе из-за реформы пенсионной системы, история повторяется.
Такое объяснение можно рассмотреть и на фоне перехода с материального варианта социального контракта (в счастливые дни высоких цен на нефть) на вариант, опирающийся на идею величия России, а также экзистенциальную угрозу, исходящую от враждебного окружения (точнее говоря, Запада).
Вторая мировая война используется как своего рода основополагающий национальный миф, состоящий из трех компонентов: угрозы, жертвенности и победы. Все это комбинируется с правонационалистическим посланием.
И, вероятно, речь по большей части идет о внутренней политике.
В то же время, конечно, если режим нуждается в войне для поддержания внутреннего мира, это очень плохой знак.
Другая гипотеза гласит, что это лишь еще один способ дестабилизировать Украину. Агрессивному поведению в Керченском проливе предшествовала пассивная блокада важных портов экспорта Украины Мариуполя и Бердянска. Кроме того, Россия построила Крымский мост, который соединяет аннексированный Крым с ее основной территорией, и его небольшая высота также создает препятствия для грузового трафика обоих портов.
В то же время недавно прошли выборы в двух сепаратистских республиках Донбасса, которые должны были закрепить за ними статус независимых национальных объединений.
Возможно, эскалация — это элемент подготовки к грядущим выборам на Украине? Попытка усилить пророссийские силы.
«Украинский вопрос» очень сильно влияет на внутреннюю политику России. Путинский режим боится, что измененная реформами и обращенная на Запад Украина будет распространять демократическую заразу и на Россию. «Конфликт» закончится лишь тогда, когда в Киеве будет другой режим, заявил недавно Путин.
Невозможно узнать точно, какие аргументы приводят сторонники разных линий в Кремле и каковы сейчас их мотивы. Зато можно различить две схемы поведения России под управлением Путина. В действиях, которые кажутся ориентированными на краткосрочную перспективу, может быть и долгосрочный потенциал.
Россия претендует на собственную сферу интересов, тем самым как будто косвенно воссоздавая Советский Союз или, если хотите, Российскую империю. Ведь Путин и открыто говорил, что ему не хватает СССР. По этой схеме после быстрых активных действий Россия терпеливо добивается интеграции чужих территорий со своими. Как в грузинских Южной Осетии и Абхазии. Как в украинском Донбассе, а недавно и в Азовском море.
Путь определяет Россия. Точка.
Также Россия претендует на статус мощной мировой силы, несмотря на свою слабую экономику. Эти амбиции в первую очередь подкреплены ее ядерным арсеналом, а также запасами конвенционального оружия. Запад — враг, а международная политика — игра с нулевой суммой.
Развитие событий на Украине тоже можно рассматривать с этой точки зрения: в регионе разворачивают стратегию A2/AD (концепция сдерживания противника — прим. перев.) с точкой отсчета в Крыму. Так же, как и в Балтийском море, и в Арктике. Территории эти стратегически становятся все важнее, а значит, там возникает более благодатная почва для конфликтов с НАТО.
Пассивное отношение к тому, как путинский режим нарушил границы в 2008 году, допустило в 2014 события на Украине. За то, что мы не дали Москве мощный ответ, мы платим тем, что Россия проецирует свою власть на близлежащие к нам районы, проводит дезинформационные кампании и так далее. И если мы так и будем смотреть на это сквозь пальцы, дальше станет только хуже.
Россия не боится рисковать, своими руками создавая «сложившуюся практику», а практика эта состоит в том, что путинский режим плюет на международное право и заключенные договоры.