Россия играет все большую роль на международной арене — к радости многих россиян и огорчению прочих мировых игроков. Это демонстрируют результаты последнего исследования центра «Пью Рисерч» (Pew Research).
Но так ли это на самом деле, и от чего это, в таком случае, зависит? «Шведское телевидение» попросило руководителя программ исследований России и Евразии в Институте внешней политики Мартина Крага (Martin Kragh) разобраться, как обстоят дела.
«Шведское телевидение»: Правда ли, что Россия сейчас играет более значительную роль в мире, чем десять лет назад?
Мартин Краг: Само собой. Россия стала вести гораздо более активную внешнюю политику. При Путине такая политика стала целенаправленным курсом страны, так что в этом смысле тут нет ничего удивительного.
— Почему эта политика так популярна в России?
— С одной стороны это, конечно, связано с тем, что государственные СМИ очень сильно контролируются, но и сама идея, что Россия должна быть великой державой и серьезным игроком на мировой сцене, пользуется большой общественной поддержкой.
— К чему именно в России хуже всего относятся шведы по сравнению с общественным мнением в других странах?
— Критика в меньшей степени касается военной угрозы и в большей — того, что мы в Швеции считаем фундаментальными ценностями.
Краг считает, что в исторической перспективе беспокойство Швеции усилилось, когда Россия двинулась по более авторитарному пути.
— В первую очередь резко отрицательное отношение вызывает ситуация с правами человека и демократией.
— В России Швецию часто называют страной, где широко распространен ужас перед русскими. Есть в этом доля правды?
— В определенной степени, но я думаю, тут надо сделать уточнение. Поскольку, например, концепция, что «шведы — русофобы», которую используют российские политики, не совсем правильно передает суть дела.
Если посмотреть, что именно лежит в основе беспокойства и критики шведов, окажется, что это в первую очередь российское правительство и Путин. К рядовым россиянам никакой антипатии нет. При этом можно понять, что россияне воспринимают как антипатию весьма критические официальные заявления в адрес России, которые в последние годы делало шведское правительство.
— А как рядовые россияне относятся к Швеции на фоне этой жесткой политической риторики?
— Я думаю, большая часть этой разобщающей риторики в России с определенной целью исходит от политиков. Речь скорее идет о стремлении изобразить отдельные европейские страны негативно настроенными.
Но все зависит и от того, как ставить вопрос. Например, шведская детская литература очень популярна, а многие шведские компании имеют хорошую репутацию, люди интересуются Швецией. Ведь представление большинства россиян о Швеции формируется на основании того, что они сами видят. А это ИКЕА и Карлсон, к которым все неплохо относятся.