Америка оставляет Сирию
Трамп сообщил в Твиттере, что двухтысячный военный контингент вернется на родину, поскольку США нанесли поражение ИГИЛ* (запрещенная в РФ организация, — прим.ред.) в Сирии, что было единственной целью американского присутствия в этой стране. Между тем победу нельзя назвать полной. «Исламское государство» лишилось, конечно, 95% своей территории, но оно продолжает занимать небольшой участок поблизости от иракской границы, также у него до сих пор есть несколько тысяч джихадистов (вместе с силами, находящимися в Ираке, их численность, как говорят, может достигать 30 000).
После ухода американцев из Сирии они смогут закрепиться на своих позициях и получат возможность свободнее проникать в Западную Европу или США и взрывать там бомбы. Пару недель назад председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford) сообщил, что американским военным предстоит обучить еще несколько тысяч бойцов Демократических сил Сирии, чтобы те могли окончательно расправиться с силами исламистов. Сейчас эта миссия выполнена на 20%, поэтому еще практически накануне появления заявления Трампа, представители его администрации уверяли, что ни о каком выходе из Сирии не может идти и речи. Трамп, как обычно, всех обманул.
Последствия решения Трампа
Отвлечемся, однако, от темы возможного восстановления ИГИЛ. В Ираке у американцев есть еще 5 000 военных, так что в случае возникновения угрозы их можно будет перебросить в Сирию. Кроме того, остается американская авиация. Между тем шаг Трампа может обернуться серьезными геополитическими и гуманитарными последствиями. Развитие событий обрадовало не только исламистов, но и важнейших международных актеров, задействованных в сирийской драме, — Россию и Иран. Выводя войска, американский президент отказывается от важнейшего рычага давления на Москву в возможных будущих переговорах о том, какой станет Сирия после окончания войны, то есть отдает эту страну Путину. Иран, в свою очередь, получит возможность свободнее перебрасывать своих агентов и боевиков, которые поддерживают в Ливане террористов из «Хезболлы». У верного друга американцев Израиля появились причины для опасений.
Единственным рациональным объяснением решения Трампа может быть факт нормализации отношений между США и Турцией. Эрдоган объявил недавно о том, что он готов начать в Северо-Восточной Сирии операцию против курдов, которые выступают в этом регионе костяком Демократических сил Сирии. Анкара связывает их с курдскими сепаратистами в Турции и поэтому считает угрозой для своего государства. Неужели Трамп, продающий туркам комплексы «Пэтриот» и, по слухам, тайно восхищающийся автократическими методами Эрдогана, решил убрать американских военных, чтобы они не мешали громить сирийских курдов, которые до сих пор были союзниками США в Сирии? Это было бы предательством. Кроме того, турецкое вторжение может привести к резне мирного населения.
Огромная стратегическая ошибка
Решение Трампа дружно осуждают не только комментаторы из СМИ, но и республиканцы в Конгрессе, в том числе его самые верные сторонники, как сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham). Сенатор Марко Рубио (Marco Rubio) называет шаг президента огромной стратегической ошибкой. Критики Трампа из Республиканской партии говорят, что если бы нечто подобное сделал Обама, на нем не оставили бы сухой нитки.
Однако вывод войск из Сирии — это как раз продолжение политики предыдущего лидера: сначала он вывел все войска из Ирака, а потом остановил вторжение в Сирию, хотя режим Башара Асада «перешел красную линию», использовав смертоносные газы против мирного населения. Именно при Обаме Вашингтон начал отворачиваться от Ближнего Востока и создал там вакуум, который в Сирии заполнила Россия.
Новое решение Трампа защищают изоляционисты вроде сторонника либертарианских взглядов сенатора Рэнда Пола (Rand Paul), который в свое время предлагал сократить американский военный бюджет на 20%. Положительную оценку шагу президента дают также некоторые пацифистски настроенные демократы. Вывод войск из Сирии может понравиться и значительной (если не подавляющей) части американского общества, ведь перед Рождеством приятно услышать, что парни в форме возвращаются домой. Костяк избирателей Трампа (его фанаты в провинциальных сельских районах), скорее всего, даже не очень понимают, где находится Сирия, и зачем туда отправляли военных. В свою очередь, более образованная и лучше информированная часть электората вслед за Трампом считает, что США следует сосредоточить внимание на Китае.
Америка прежде всего
На какое-то время Трамп позволил убедить себя советникам из республиканского истеблишмента, что американское военное присутствие на Ближнем Востоке (в широком смысле этого понятия) необходимо, поскольку «с исламистами разумнее бороться на их территории, а не в США». Так что он в течение двух лет соглашался на присутствие контингента в Сирии и то, что 10 000 военных продолжают воевать в Афганистане. При этом он всегда считал, что американская армия должна быть сильной, чтобы пугать врагов, но лучше всего, когда она остается на родине.
Эта идея в США пользуется популярностью: после во всех смыслах дорого обошедшейся войны в Ираке страна начала прятаться в свой панцирь. С лозунгом «Америка прежде всего» Трамп идеально вписывается в эти настроения. Принимая решения в сфере внешней политики, он в первую очередь думает, как они отразятся на внутриполитической ситуации. Вам это ничего не напоминает?