Несмотря на рост беспокойства и протесты против российского «Северного потока — 2», строительство трубопровода в Балтийском море идет круглые сутки. Один из ключевых с точки зрения логистики пунктов проекта — порт Коверхар на мысе Ханко.
«Тут у нас рождественских каникул не бывает», — говорит улыбающийся Хуго Эспеланд (Hugo Espeland), начальник участка в порту Коверхар.
Он норвежец и работает в сфере строительства трубопроводов и газопроводов более 20 лет. Ранее он участвовал в большом норвежском проекте в Северном море.
Сейчас он занимается погрузкой труб и их транспортировкой в море на то место, где идет монтаж газопровода.
«Это ведь один из самых масштабных проектов такого рода, нам повезло, что удалось найти тут такой хороший персонал и подрядчиков», — говорит Эспеланд.
Трубы монтируют на огромном трубоукладочном судне «Солитер» (Solitaire), самом большом корабле такого типа в мире. В настоящее время «Солитер» находится примерно в 30 морских милях к юго-западу от Ханко.
«В это время года работа может то и дело прерываться из-за сильного ветра и волнений на море, — рассказывает Эспеланд. — Так что приходится грузить и укладывать все как можно быстрее».
В Коверхаре раньше был сталелитейный завод, но в 2012 году его последний владелец «Эф-эн-стил» (FN-Steel) разорился, и сегодня от завода не осталось и следа.
Территорию выкупила и обустроила администрация города Ханко, теперь это одно большое трубоукладочное производство. Здесь работают почти 130 человек, в том числе специалисты со всех уголков земли.
Готланд отказался, Ханко поблагодарил и согласился
Значение Коверхара для проекта «Северный поток — 2» значительно выросло после того, как Готланд отказался предоставить порт в Слите для транспортировки труб. Правительство и руководство министерства обороны Швеции посчитали проект небезопасным для страны с политической и военной точки зрения.
Также «Северный поток — 2» вызвал беспокойство в США, Дании, Прибалтике, Польше и Украине. Финское же правительство, напротив, в первую очередь рассматривает проект с точки зрения экологии, хотя интересы политики безопасности тоже трудно не учитывать.
Вся южная оконечность Ханко имеет большое значение с точки зрения обороны и безопасности. В Эрё, Руссарё и Хэстё Бусё по-прежнему проводят важные учения.
Совсем рядом с Коверхаром находится полигон вооруженных сил в Сюндалене, кроме того, это порт приписки большинства боевых кораблей ВМС.
«Коммерческий проект»
Мэр Ханко Денис Странделль (Denis Strandell) рассматривает «Северный поток — 2» в первую очередь как коммерческий проект, но признает, что с ним связаны и некоторые неудобные политические аспекты.
«Если учитывать российскую агрессию на Украине и в Черном море, он начинает выглядеть более проблематично, но мы не занимаемся ни внешней политикой, ни политикой безопасности. Мы просто пытаемся найти наилучшее применение нашему прекрасному порту», — говорит Странделль.
«Северный поток — 2» для России и государственного газового предприятия «Газпром» — очень важный проект, его цель — гарантировать российский экспорт газа.
«Северный поток — 2» может позволить России удвоить экспорт газа через Балтийское море прямо в Германию, не делая крюк через Украину и другие страны.
После инцидента в Азовском море, когда Россия захватила два украинских патрульных корабля (так в оригинале статьи — прим.ред.), многие стали выступать за то, чтобы полностью остановить проект.
«Политический инструмент» России
На прошлой неделе министерство иностранных дел США в очередной раз повторило, что «Северный поток — 2» может стать инструментом России, с помощью которого она будет пытаться оказывать влияние на Европу и сжимать хватку вокруг горла Украины.
В Европейском парламенте тоже ужесточили тон. Лидер Европейской народной партии Манфред Вебер (Manfred Weber), у которого есть хорошие шансы стать следующим председателем Европейской комиссии, хочет закрыть «Северный поток — 2» по той же причине.
«Европа уже и так отчасти зависима от российского газа. Европейские санкции против России до сих пор полностью обходили энергетический сектор», — подчеркивает Странделл.
Германия официально по-прежнему заявляет, что «Северный поток — 2» — чисто коммерческий проект, а Россия отрицает все обвинения насчет политических мотивов.
Если ЕС не введет более жесткие санкции, работы в Коверхаре продолжатся до осени 2019 года, и не позднее начала 2020 года газопровод будет готов.