Глубоко под землей на территории православного монастыря в Киеве мощи десятков святых, которым уже по несколько столетий, лежат в гробах со стеклянными крышками в мерцании восковых свечей.
Эти могилы являются неотъемлемой частью Киево-Печерской лавры — монастырского комплекса, который 30 миллионов украинских православных христиан считают одним из самых святых мест на Украине.
Однако эта лавра может стать очагом религиозных распрей, которые в декабре обострились в связи с тем, что на Украине появилась новая объединенная православная церковь, полностью независимая от Москвы. Этот раскол привел к росту напряженности на Украине вокруг веры, языка и этнической принадлежности. Кроме того, уже прозвучали предупреждения о возможном кровопролитии. Это произошло спустя несколько недель после того, как российские корабли обстреляли украинские военные суда в Черном море.
Некоторые аналитики сравнивают нынешнюю ситуацию с исторической ссорой Генриха VIII с папой римским, которая произошла в 1530-х годах и которая привела к возникновению Англиканской церкви. Многие опасаются, что решение православной Украины разорвать связи с Россией тоже заложит основы многолетней религиозной вражды и насилия.
Этот спор уходит своими корнями в 1686 год, когда Русская православная церковь получила контроль над религиозными делами Украины.
В 1992 году после распада Советского Союза украинская православная церковь раскололась на три части. Самая крупная из них — Московский патриархат — сохранила верность религиозным лидерам в России. Две другие объявили о своей независимости, однако они не были признаны Варфоломеем I, Вселенским патриархом Константинопольским, которого в православном мире считают первым среди равных.
Все изменилось в октябре, когда Варфоломей заявил о том, что он предоставит автокефалию новой украинской национальной православной церкви. Он также отменил религиозный авторитет Москвы на Украине. Он принял это решение после интенсивной лоббистской кампании президента Украины Петра Порошенко, который позиционировал новую церковь как ключевой элемент украинской государственности на фоне войны против поддерживаемых Кремлем сепаратистов, в которой уже погибло более 10 тысяч человек.
Русская православная церковь, которая является ключевым союзником Кремля, разорвала связи с Константинополем, обвинив его в провоцировании наихудшего раскола внутри православного мира за последнее тысячелетие.
«Это церковь без Путина», — сказал 53-летний Порошенко, обратившись в субботу, 22 декабря, к верующим после того как архиереи собрались в Соборе святой Софии в Киеве, чтобы создать новую украинскую церковь и выбрать ее нового лидера. Им стал 39-летний митрополит Епифаний.
Порошенко обвинил Московский патриархат, который раскритиковал субботний «объединительный собор», в поддержке военной кампании России на востоке Украины. «Он день и ночь молится за российские власти и за российскую армию».
Хотя у новой Украинской православной церкви стало больше прихожан, у Московского патриархата намного больше приходов. Он также продолжает контролировать целый ряд православных святых мест, включая Киево-Печерскую лавру.
Сейчас многие обеспокоены тем, что украинские власти могут попытаться захватить контроль над церквями и монастырями, принадлежащими Московскому патриархату. Российские священнослужители говорят, что украинские верующие, сохранившие верность Москве, выступят против любой подобной попытки.
«Соберутся тысячи людей, и прольется кровь», — сказала представитель РПЦ митрополит Илларион. В четверг президент Путин предупредил о том, что столкновения вокруг церковного имущества могут оказаться «кровавыми».
Напряженность нарастает. 30 ноября сотрудники украинской службы безопасности СБУ в масках провели обыск в доме настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла — в связи с обвинениями в «разжигании религиозной ненависти».
Офицеры служб безопасности также допросили несколько десятков священнослужителей по всей Украине в связи с расследованием дела о государственной измене. На прошлой неделе СБУ опубликовала фотографии, на которых якобы видно, как священнослужители Московского патриархата благословляют оружие и танки сепаратистов и даже применяют оружие против правительственных сил Украины.
Московский патриархат отвергает обвинения в том, что он поддерживает сепаратистов на востоке Украины, и подчеркивает, что в основе его подчинения России лежат исключительно исторические религиозные связи и что он находится вне политики.
«Мы — украинская церковь, — сказал протоиерей Николай Данилевич, представитель Священного Синода Московского патриархата. — Все мы — украинцы, мы здесь живем, работаем и платим налоги. Наши дети служат в армии, в том числе в Донбассе. Мы не за Россию, мы за Украину — Украину вместе с Крымом и Донбассом».
Данилевич, одетый в черный подрясник и с большим металлическим крестом на груди, сказал, что те священники, которые оказывали помощь промосковским сепаратистам, — это вероотступники, которые пришли на Украину из соседней России. «Нашим священникам было с самого начала сказано: оставайтесь в своих церквях и не ходите к баррикадам», — объяснил он.
Однако украинских чиновников его слова не убедили. В понедельник, 24 декабря, депутат украинской Рады от ультраправой партии Дмитрий Ярош призвал СБУ «охотиться» на священнослужителей, верных Москве, — по словам российских депутатов, это его высказывание напомнило им об испанской инквизиции.
Сейчас все с замиранием сердца ждут, как Кремль отреагирует на набирающий обороты кризис. И впереди вряд ли будет что-то хорошее. Спикер российского парламента Вячеслав Володин на этой неделе сказал, что Москва упростит процедуру получения российского гражданства для тех украинцев, которые «страдают за веру». Он сделал это свое заявление спустя несколько дней после того, как Путин пообещал защищать права российских граждан в любой точке мира. Точно такие же формулировки Кремль использовал накануне захвата Крыма в 2014 году.
Согласно результатам недавно проведенного опроса, мнения православных украинцев касательно разумности отделения украинской церкви от России разделились: 39% высказались в поддержку создания новой национальной церкви, а 29% не согласны с этим шагом. Остальные пока не определились.
«Нам нужно отделиться от России, это понятно, — сказала 51-летняя Светлана, стоявшая у входа в Собор святой Софии, — ее голова была покрыта платком в соответствии с православной традицией. — Но нужно ли это делать сейчас, когда идет война?»