В начале ноября вице-президент Соединенных Штатов Майк Пенс посетил Японию, где встретился с премьер-министром Синдзо Абэ. После этой встречи было опубликовано заявление, в котором говорилось о масштабном предоставлении средств на цели развития, инфраструктурные проекты и инвестиции в связанную с энергетикой инфраструктуру Индо-Тихоокеанского региона. Это заявление, вполне возможно, свидетельствует об окончании риторики и начале новой эры настоящей конкуренции в этом жизненно важном в стратегическом отношении регионе.
«Со своей стороны, Соединенные Штаты более чем удвоили свои возможности по поддержке частных проектов в области развития в странах с развивающейся экономикой. Моя страна сегодня предлагает 60 миллиардов долларов для финансирования развития, а инфраструктурные проекты в Индо-Тихоокеанском регионе станут приоритетом для Соединенных Штатов Америки. Мы также признательны вам, г-н премьер-министр, за то, что Япония планирует инвестировать 10 миллиардов долларов в государственные и частные организации, занимающиеся реализацией инфраструктурных проектов в области энергетики. Кроме того, Соединенные Штаты надеются на тесное сотрудничество с Японией в процессе определения наиболее перспективных проектов в этом регионе», — подчеркнул г-н Пенс.
Это означает, что Япония и Соединенные Штаты вместе собираются вложить в общей сложности 70 миллиардов долларов в Индо-Тихоокеанский регион. Тем временем председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин на Форуме китайско-африканского сотрудничества (Forum on China-Africa Cooperation) уже объявил о том, что его страна намерена инвестировать 60 миллиардов долларов (включая частные средства) в африканские страны. Китай также предоставляет значительную поддержку Тихоокеанскому региону и вкладывает туда свои средства.
Одна из причин, по которой китайский проект «Один пояс, один путь» является столь значимым для огромной территории, простирающейся от Евразии до Африки и до Тихоокеанского региона, состоит в том, что поддержка и инвестиции со стороны развитых стран, особенно Соединенных Штатов, существенно сократились, и, кроме того, они всегда сопровождались обременительными требованиями в области демократизации и соблюдения прав человека. Потребность в реализации инфраструктурных проектов в Африке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе огромна. Фонды из развитых стран, Азиатский банк развития (Asian Development Bank) и Всемирный банк не в состоянии удовлетворить существующую потребность. Китайские деньги были нужны. Но даже если процентные ставки были высоки, а качество создаваемой инфраструктуры в определенной мере вызывало вопросы, китайские проекты приветствовались из-за отсутствия в них политических условий, а также по причине их простых, открытых процедур и короткого периода реализации. Китайские фонды на самом деле часто оказывались наиболее привлекательными вариантами для развивающихся стран этого региона.
По этой причине было принято считать, что китайские инвестиции будут продолжаться в течение длительного периода времени, даже на фоне растущей критики Запада в адрес проекта «Один пояс, один путь», а также увеличивавшейся озабоченности по поводу собственной экономики Китая из-за трений с Соединенными Штатами. Однако Вашингтон и Токио готовятся предоставить значительные суммы, и поэтому страны этого региона теперь имеют возможность выбора между продолжением полной ориентации на Китай и получением новой поддержки от Соединенных Штатов и Японии.
В любом случае поддержка со стороны Японии и Соединенных Штатов откроет для стран этого региона новые возможности. Япония, Соединенные Штаты и Китай будут соревноваться друг с другом как доноры. Китайские инфраструктурные инвестиции уже тесно связаны с формированием нового порядка в этом регионе. Смогут ли Япония и Соединенные Штаты вернуть ситуацию в прежнее русло в пользу старого порядка?
С точки зрения Японии, Соединенные Штаты, судя по всему, решили, наконец, перевести свою концепцию «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (Free and Open Indo-Pacific), которая до последнего времени оставалась лишь номинальной стратегией, на более высокую ступень. Если это так, то Япония должна работать вместе с Америкой. Это именно та ситуация, которую Токио ждал в течение многих лет. При этом, когда Абэ в конце октября находился с визитом в Китае, два лидера обсудили более 50 совместных деловых проектов в третьих странах. Абэ не объявил о том, что Япония будет принимать участие в проекте «Один пояс, один путь», но он, на самом деле, укрепил связи с Китаем. Поэтому Япония будет работать вместе с Китаем на определенных условиях, — с одной стороны, она будет побуждать Пекин к поддержке существующего международного порядка, а, с другой стороны, будет способствовать реализации стратегии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» как значимой политики в сотрудничестве с Соединенными Штатами. Эта позиция, по сути, очень похожа на предыдущую политику участия Соединенных Штатов, тогда как администрация Абэ будет вынуждена объяснить свою позицию как внутренней, так и международной аудитории.
Шин Кавашима — профессор Токийского университета.