Когда Саудовскую Аравию в этом месяце лишили права на проведение крупного шахматного турнира, организаторы быстро договорились с Эр-Риядом о переносе этого мероприятия в другое место, которое вызывает меньше противоречий: в Россию.
Срочные переговоры вел бывший кремлевский аппаратчик Аркадий Дворкович, которого недавно избрали президентом Международной шахматной федерации ФИДЕ. Он пообещал сделать руководство этим видом спорта более прозрачным.
Дворкович — современный технократ, руководивший различными секторами российской экономики и организационным комитетом чемпионата мира по футболу. Он получил свой новый руководящий пост в результате непростых выборов, на которых звучали обвинения в подкупе и в государственном вмешательстве. Теперь очень пристальное внимание уделяется тому, как Дворкович сможет преобразовать деловую и политическую сторону этого вида спорта.
«Эта конкретная ситуация была форс-мажором. Это ненормально, когда мы просто берем и переносим турнир в Россию, — сказал Дворкович корреспонденту „Гардиан" во время интервью в элитном московской ресторане накануне соревнований. — Но Россия — это страна с великими шахматными традициями… Я просто знаю, что если у меня возникнут проблемы с проведением какого-нибудь турнира, Россия всегда поможет».
Принятое в последний момент решение о переносе чемпионата мира 2018 года по быстрым шахматам и блицу стало результатом возрастающего международного давления на Эр-Рияд. Мир шахмат еще задолго до убийства Джамаля Хашогги осуждал эту страну за отказ выдать визы израильским шахматистам в 2017 году.
В этом году возникли похожие опасения, и ФИДЕ неожиданно объявила о переносе чемпионата в другое место, заявив при этом, что Саудовская Аравия остается спонсором турнира.
В октябре Россия спасла Эр-Рияд от позора, направив крупную делегацию чиновников и бизнесменов на инвестиционную конференцию, от участия в которой отказались американские и европейские инвесторы.
С шахматным турниром произошло то же самое. Дворкович не стал вдаваться в детали сделки, в которой Санкт-Петербург на срочных переговорах потеснил других претендентов, таких как Дубаи. Однако он сказал, что данное решение принималось совместно с шахматной федерацией Саудовской Аравии.
В этом турнире принимают участие шахматные звезды первой величины, такие как Магнус Карлсен и Вишванатан Ананд. Выступая на открытии чемпионата, Дворкович сказал, что ни свинины, ни алкоголя на турнире не будет, о чем сообщил репортер шахматного сайта chess.com.
Достигнутое соглашение стало для Дворковича проверкой на способность решать сложные организационные и политические проблемы международных шахмат. Борясь за этот пост, он выступал за усиление прозрачности ФИДЕ и за увеличение ее скромного бюджета. Его аппарат утверждает, что в предстоящем году сможет десятикратно увеличить объем привлекаемых спонсорских средств.
Но антикоррупционную кампанию Дворковича в СМИ затмили активные лоббистские усилия российского правительства, которое через свои посольства призывало национальные федерации поддержать его кандидатуру.
Давая интервью, он подтвердил факт дипломатической поддержки, однако сказал, что в этом нет ничего необычного. «Меня обвиняли в том, что российский президент и правительство во время выборов оказывали мне поддержку, — сказал Дворкович. — Это смешно, так как это вполне нормально. Это нормально, что они публично поддерживают российских кандидатов. Речь здесь не идет ни о каком подкупе, ни о каких неправомерных действиях. Они объявили о публичной поддержке кандидату, который хочет руководить федерацией».
До того, как возглавить ФИДЕ, Дворкович возглавлял оргкомитет по подготовке к чемпионату мира по футболу, который состоялся в этом году и на который было потрачено примерно 14 миллиардов долларов. Теперь же ему предстоит руководить организацией, оказавшейся в затруднительном положении, поскольку ее бюджет на 2019 год составляет всего 5,5 миллиона евро.
Он присоединился к этому маленькому братству спортивных федераций в непростой момент, когда международный спорт становится все более политизированным, особенно после допингового скандала на сочинской Олимпиаде в 2014 году.
«Нас немного», — отметил он, назвав руководителей федераций фехтования, спортивной стрельбы и самбо, как называют русское единоборство.
«Я должен защищать интересы всех федераций-членов, дело не только в России, — заявил Дворкович, отвечая на вопрос о том, как его администрация будет улучшать имидж России за рубежом. — Но если мы сумеем показать хорошие результаты, это позитивно отразится на имидже страны».