Прошло два года с тех пор, как министру финансов Украины пришлось национализировать крупнейший банк страны. «ПриватБанк», принадлежавший олигархам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, оказался в критическом положении из-за активного кредитования «инсайдеров» и других сомнительных операций. Министр финансов вынужден был направить на спасение банка 5,5 миллиардов долларов из налоговых поступлений — это намного больше одной десятой части госбюджета. И вот уже государственный «ПриватБанк» пытается вернуть хотя бы часть денег и подал иск против бывших владельцев банка. Но не в Киеве, а в Лондоне. Причина заключается в том, что банк опасается, что в случае с украинскими судьями у них не будет шансов в борьбе с богатыми олигархами, обладающими политическим влиянием.
Действия государственного банка привлекли к себе внимание, кроме того, они обоснованы. В государственных органах, вплоть до самой верхушки, коррумпированные и находящиеся под контролем политики чиновники — в том числе полицейские, силовики, прокуроры и судьи — являются самым большим препятствием, в том числе и для развития экономики. Это недавно подтвердили Всемирный банк, а также данные опросов Национального банка Украины среди предпринимателей. Если бы ежегодно из госбюджета не воровали миллиарды, Киеву не нужны были бы зарубежные кредиты. И все же международные кредиторы Киева, возглавляемые МВФ, Всемирным банком и ЕС, одобрили предоставление Киеву новых многомиллиардных кредитов. Вашингтон и Брюссель поддерживают коррумпированную систему Украины, потому что считают, что им не остается ничего другого в геополитической борьбе против экспансивной России.
Кредиты должны, собственно говоря, помогать реализовывать реформы или ускорять их
Кредиты должны помогать реализовывать реформы или ускорять их. На Украине это выполняется лишь в исключительных случаях — была реформирована государственная компания Нафтогаз, а также банковский сектор. Только что были повышены цены на газ для частных хозяйств, которые до сих пор активно субсидируются. Но в целом миллиарды из Вашингтона и Брюсселя шли на покупку времени для президента Порошенко и его союзников, чтобы не делать ничего или даже саботировать проведение реформ. Не продвигалась ни сельскохозяйственная реформа, ни приватизация убыточных госпредприятий. Таможенная и налоговая службы продолжают оставаться коррумпированными «магазинами самообслуживания», находящимися под политическим контролем. То же самое касается армии и СБУ, находящейся в подчинении Порошенко и зачастую оказывающей давление на предпринимателей.
Конечно, до того как МВФ переведет очередной кредитный транш, нужно принять определенные законы о реформах. Но концепций реформ западных спонсоров явно недостаточно. Кроме того, принятие законов — это одно, а их реализация — другое. На Украине любят имитировать реформы. Создаются антикоррупционные ведомства, которые контролируются аппаратом президента или же саботируют расследования коррумпированных и политически контролируемых прокуроров и судей. Номинально борющийся против коррупции спецпрокурор дискредитировал себя, однако остался на своем посту. Верховный суд был обновлен, но после новых назначений, которые также проходили под контролем аппарата президента, там снова оказались десятки коррумпированных или дискредитировавших себя иным образом судей.
Украине срочно необходимы зарубежные инвестиции, чтобы ликвидировать свое экономическое и технологическое отставание. Но инвесторы видят коррупцию и неработающую систему правосудия и отдают предпочтение Польше. После падения коммунизма Польша и Украина находились на одном уровне. Сегодня минимальная заработная плата на Украине составляет в пересчете лишь 130 евро, в то время как в Польше она в три-четыре раза больше. Так, сотни тысяч украинцев едут на заработки в Польшу, а в скором времени, когда 1 января вступит в силу закон о миграции, поедут и в Германию.
В собственной стране обычные украинцы зачастую не достигают больших успехов. В то же время состояние ста самых богатых украинцев, по данным экономиста Александра Гончарова, росло в 12 раз быстрее, чем экономика страны. Сто самых богатых украинцев, многие из которых сколотили свое состояние на сомнительных операциях, контролируют состояние в размере 37,5 миллиардов долларов — это половина госдолга страны. Но ни один олигарх, ни один высший чиновник при президенте Порошенко не оказался в тюрьме из-за коррупции или мошеннических сделок. Неудивительно — ведь сам Порошенко является олигархом.
Конечно, спонсоры Киева не слепые. Летом 2017 года МВФ заморозил выдачу кредита из-за отсутствующих реформ, но только временно. После многолетнего промедления со стороны Порошенко парламент недавно принял решение создать антикоррупционный суд. Но проводимый дискредитировавшим себя ведомством отбор судей пока что идет не лучше, чем это было с дискредитировавшим себя Верховным судом.
И все же МВФ, ЕС и Всемирный банк сейчас снова открыли денежный кран — и повторили свое грехопадение. Если Порошенко после президентских выборов в марте 2019 года останется на своем посту, то не будет причин для изменения курса. А если его пост займет бывший премьер Юлия Тимошенко, то, возможно, и она ввиду недостаточной последовательности западных кредиторов не увидит причин для поддержания реформ, которые, наконец, смогли бы побороть коррупцию, зажавшую Украину в тиски.