У искусства есть такие функции, как сформировать понимание жизни, наделить ее смыслом, воспитать людей и доставить им удовольствие. В успешных обществах искусство развивается наравне с элементами экономической инфраструктуры и со своими школами, человеческими ресурсами, сценическими площадками обладает определенной глубиной.
А когда во время сценического представления распахивается занавес, взору зрителей предстает не только подготовленное к этому представлению убранство сцены, работа актеров и костюмеров, обнажаются и старания, наследие нескольких веков.
Казалось бы, занавес — в гостинице, сатиновый или тюлевый — это привычная часть окружающей нас жизни. Но в то же время это то, что разделяет и соединяет, утаивает и раскрывает. Занавес, красующийся на главной сцене такого исторического театра, как Большой, должен иметь особый смысл, особую ответственность.
Во всех крупных исторических театрах имеется свой уникальный занавес. Эта скрывающая от зрителей убранство сцены граница ослепляет своим орнаментом, дизайном и во всем великолепии отражает представления и культуру определенного времени.
Большой театр — один из важнейших культурных символов Москвы и на самом деле всей России. Даже, как сказал Дмитрий Медведев на церемонии открытия театра после реконструкции в 2011 году, национальное сокровище России. Это место мирового масштаба с точки зрения его истории, миссии, архитектуры, акустических особенностей, вклада в развитие оперы, балета, театра и других видов сценического искусства.
На интернет-странице театра в разделе «Миссия» написано следующее: «Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны».
Своим появлением это важное место было обязано Екатерине II, одной из императриц России, которых после Петра Великого больше всего занимали вопросы образования и искусства в стране. В 1776 году Екатерина, жизнь и деятельность которой оставили глубокий след в российской истории, дала князю Петру Урусову привилегию на создание в Москве помещения, где можно было бы проводить театральные представления, балетные и другие сценические постановки. Поначалу театр базировался в разных местах Москвы.
Открытие главного здания театра, спроектированного архитектором Осипом Бове, состоялось 20 октября 1856 года, во время коронации императора Александра II.
В истории театра были пожары, бомбардировки. Например, 22 октября 1941 года на здание театра упал снаряд, и особенно сильным разрушениям подвергся вестибюль.
Реставрацию театра не удалось начать сразу из-за тягот военного времени и зимы, он снова откроет свои двери осенью 1943 года.
А последняя важная реконструкция началась в 2005 году, и 28 октября 2011 года театр возобновил свою работу. По официальным данным, эта реконструкция обошлась в 21 миллиард рублей (то есть примерно 688 миллионов долларов).
Если снова вернуться к занавесу, занавес Большого театра постоянно претерпевает изменения в имперский период, во времена Большевистской революции и советской России, в посткоммунистический период в зависимости от господствующей политической концепции. После разных дизайнов и символов, сменявших друг друга с течением времени, в 1990-х занавес возвращается к своим основам.
После революции 1917 года императорский занавес был снят и в 1920 году заменен новым, выполненным из окрашенного бронзой холста. В 1935 году Федор Федоровский спроектировал новый занавес весом более тонны и площадью 500 квадратных метров из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытый тончайшим слоем золота. На нем кириллицей было написано «СССР» и выбиты три важных даты: 1871 — год Парижской коммуны, 1905 — год первой русской революции, 1917 — год Октябрьской революции.
Речь шла о новом золотом советском занавесе, выполненном по проекту Федора Федоровского, который оформлял сцену театра с 1955 по 1990-е годы.
Занавес содержал типичные элементы советской символики: колосья пшеницы, серп и молот, пятиконечную звезду и написанное на кириллице «СССР».
А в конце 1990-х годов занавес снова подлежит реконструкции и возвращается к своей сути. На этот раз в качестве главных элементов используется двуглавый орел, Георгий Победоносец и змей, а вместо «СССР» появляется надпись «Россия».
В ходе последней реконструкции театра, которая проводилась начиная с 2005 года с учетом его первоначальных и сущностных особенностей, создание ткани для занавеса было доверено компании «Рубелли» (Rubelli), входящей в тройку лучших мировых производителей декоративных тканей. Ткань имитирует натуральный шелк и является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие.
Вот уже 162 года занавес Большого театра, который считается национальным сокровищем России, продолжает открываться и закрываться. Хотя менялись его нити, дизайн, орнамент, он стойко продолжал и продолжает вносить вклад в развитие российских сценических искусств.
«И вот стоит Большой как Большой, — говорили посетители во время открытия театра после реконструкции в 2011 году. — Это наше чудо».