Ситуация в арабских государствах полностью изменилась с 2011 года: претерпели изменения политика, альянсы, стало менее безопасно, изменились даже террористические организации. Так, ушли старые группировки, которые придерживались классического подхода и концентрировались на странах, живущих в условиях провала в сфере безопасности и экономики и ставших для них базой для нападения на другие государства. На их место пришли более смелые новые организации, в том числе так называемое «Исламское государство»* (запрещена в РФ — прим. ред.), которое стремилось создать государство между Ираком и Сирией, пока не прекратило своё существование. Появление этих новых террористических групп привело к серьезным изменениям в актах террора, наиболее важным из которых является ставка на новый социальный сегмент: женщин. Последними жертвами новой стратегии стали 20 раненых в центре столицы Туниса после того, как 30-летняя женщина сумела взорвать себя возле полицейского участка. Сколько бы неясности ни было вокруг данного теракта и несмотря на то, что расследование продолжается, случившиеся говорит нам о том, что женщины представляют собой важный фактор в осуществлении террористических атак наряду с другими задачами.
Утром 29 октября 30-летняя женщина по имени Мона Кибла подорвала себя возле полицейского участка. Двадцать человек были ранены, а исполнительница теракта погибла. То, что теракт впервые произошёл на самой символической улице для тунисцев — Авеню Хабиба Бургибы, удивило всех настолько, что некоторые местные СМИ предпочли немного подождать, прежде чем публиковать новость, обнаружив, что исполнитель теракта — женщина. Этот инцидент напомнил экспертам и наблюдателям, что после событий, начавшихся в регионе восемь лет назад, отношения между женщинами и терроризмом изменились. Кроме того, это уже не первый случай, когда женщины принимают участие в террористических актах. Так, больше восьми женщин из ячейки Вади-эль-Лейль** (запрещена в РФ — прим. ред.) планировали ряд операций до того, как были задержаны спецназом Национальной гвардии.
Присоединение женщин к террористическим группам происходит не только в Тунисе. Это явление международного масштаба, примерами которого являются 16-летняя немка, присоединившаяся к «Исламскому государству»* через интернет, а также британская певица Салли Джонс, которая также присоединилась к ИГИЛ*** (запрещена в РФ — прим. ред.) и погибла в результате удара американского беспилотника. Существует много примеров женщин, которые в разных формах принимали участие в террористической деятельности, оказывая ей поддержку, собирая пожертвования, участвуя в полевых операциях, или через то, что получило название «джихад ан-никях». Радикальные исламисты издавали соответствующие фетвы в отношении данного вопроса, однако доказательств существования такого явления нет. Так или иначе возросший масштаб участия женщин в террористической деятельности спровоцировал бум исследований, которые проливают свет на данное явление.
Наиболее важное было опубликовано под названием «Женщины и терроризм: гендерное исследование», а его авторы — профессор Амаль Аль-Карами и журналистка Мунья Аль-Арфауи. Эта книга — результат пяти лет исследований. В интервью «Аль-Маядин» Мунья Аль-Арфауи рассказала, что в основу ее главы книги легли результаты полевых исследований портретов тунисских женщин, которые были вовлечены в террористическую деятельность как в Тунисе, так и за его пределами. По её словам, роль женщин не ограничивается одним терроризмом, в книге есть истории и свидетельства матерей, сестер и жен мужей, которые были террористами и возглавляли ячейки и организации внутри и за пределами Туниса, а также свидетельства женщин, ставших жертвами террористических актов, и их восприятие данной проблемы. Женщины в террористических организациях подразделяются на три категории.
Первая — это жены экстремистских элементов, которые были насильно завербованы и вынуждены присягнуть на верность и оказывать такие услуги, как перевод средств, передача предметов или поиск убежища в целях безопасности. Упоминается, что некоторые из них не знали об участии своих мужей в террористической деятельности.
Вторая категория — это женщины, которые прониклись экстремистской идеологией, решили присоединиться к организации и распространяют ее идеи. Среди таких женщин можно выделить Асму аль-Бухари, лидера террористической группы Шабау, которая забыла о своих материнских чувствах, отказалась сдаться и участвовала в перестрелке со службами безопасности. Однако, она этим она не ограничилась: террористка объявила такфир своему мужу и сражалась до последней пули.
Третья категория женщин — это сочувствующие террористической организации и ее идеям энтузиастки, которые видят свою миссию в вербовке и сборе средств. Опасность их деятельности заключается в том, что их трудно вычислить, поскольку они способны пропагандировать экстремистскую идеологию без привлечения к себе внимания.
Междуречье считается отправной точкой, где женщины играли роль объекта, вербовались с целью рождения новых боевиков, использовались в качестве любовниц или чтобы укрепить дух террористов в бою. Затем женщины вышли из своих комнат, чтобы играть роль помощниц на первом этапе, пока эта помощь не приняла форму небольших операций, таких как перевозка взрывчатых веществ или акты шпионажа. После этого они стали совершать акты самоподрыва в Ираке, где их использовал террорист Абу Мусаб аз-Заркави с целью вербовки новых террористов, а также ввиду недостаточного количества боевиков-мужчин. Тем самым он открыл дверь для уравнения полов. Потом наступило время «Исламского государства»*, которая закрывала глаза на интеллектуальное обоснование самостоятельного джихада женщин. Они стали примыкать как к этой организации, так и другим группировкам вроде «Ансар аш-Шариа»*** (запрещена в РФ — прим. ред.), которая распространена в ряде стран, особенно в Тунисе и инициируют боевые действия и вторжения. Мунья Аль-Арфауи рассказала, как их вербуют: «Первоначально вербовка осуществляется через Интернет, главный инструмент на данном этапе, затем создаются пропагандистские лагеря, которые были созданы организацией «Ансар аш-Шариа» в 2011 и 2012 годах. При этом никто не забывает о семейных отношениях как важном факторе привлечения и вербовки».
С другой стороны, эксперт Кэтрин Браун, специализирующаяся на вопросах сексуального джихада и борьбы с терроризмом, рассказала газете «Дэйли бист» (Daily Beast): «Женщины присоединяются к террористическим организациям по целому ряду личных причин, включая чувство власти, способность оказывать влияние и изменить горькую реальность, в которой живут женщины». Если говорить о мотивах самих террористических организаций, побуждающих привлекать женщин к своей деятельности, то здесь также можно выделить целый ряд причин. Наиболее важные — это способность женщин легко избегать процедур проверки в сфере безопасности, а также информационный фактор, который выражается в большем внимании к новостном сообщению, если обнаруживается, что ответственность за теракт несет женщина. Напротив, согласно исследованию, участниками которого стали женщины в возрасте от 16 до 35 лет, присоединившиеся к «Исламскому государству»* и другим террористическим организациям чувства и манипулирование ими были для них основным стимулом, поскольку они не фокусировались на вопросах религиозного обоснования такого шага и не спрашивали об этом.
Женщины-террористы не всегда выходцы из бедных или неграмотных слоёв населения, как раз наоборот — они отличаются разным образовательным уровнем и экономическим положением. Наибольшая доля террористических операций совершается образованными женщинами, и как указывает Мунья Аль-Арфауи, нет надежных доказательств распространения так называемого «джихада ан-никях», о котором говорят некоторые тунисские женщины.
«Исламское государство»* не ограничилась вербовкой женщин, ему также удалось сформировать детские батальоны под названием «Львята халифата» (террористическая организация прим.ред.), которые были описаны международными средствами массовой информации в качестве мин замедленного действия, а это означает, что терроризм не проводит различий между людьми в зависимости от их пола и возраста. Поэтому Аль-Арфауи настаивает, что целью ее исследования является защита общества в целом, а не только женщин, поскольку мы не должны ограничиваться сферой безопасности, которая обеспечивает нам лишь временное спокойствие. Нам следует сосредоточиться на национальном проекте, который предполагает реформы религиозных программ и религиозного дискурса, а также имеет социологическую и психологическую направленность.