Москва — Для того, чтобы понять, что происходит в России, достаточно выйти на улицу. Там почти на каждом углу горят световые табло на черном фоне, на которых обозначены цифры. Каждый прохожий сразу видит, как много или как мало рублей можно получить в обмен на один американский доллар. Цифры не врут. В кризисные годы каждый житель страны сразу понимал, не пора ли бежать со своими рублями к обменнику, чтобы поменять их на доллары.
Кремль пытается все регулировать
Однако с этой правдой на улице скоро будет покончено. Президент Владимир Путин росчерком своего пера запретил указатели с курсами валют. Официально сообщается, что инициатором запрета является российский Центральный банк. Его руководство хочет таким образом принять меры против незаконных обменных пунктов. Однако при этом не объясняется, почему банки теперь не могут показывать обменный курс.
Это характерный пример маниакального стремления российского правительства регулировать все. Используя законы в качестве своего рода дубины, правительство пытается вмешиваться во все нежелательные, с его точки зрения, процессы. В результате нередко возникают побочные явления, которые затем либо корректируются после взрыва негодования, либо — как это часто происходит в России, — вызывают большие проблемы, прежде всего, у средних и малых предприятий.
В стране уже в течение многих лет ощущается недостаток предпринимательской свободы и правовых гарантий, которые могли бы способствовать созданию широкого, многообразного и инновационного предпринимательского ландшафта. От этого страдают и западные концерны в России. Менеджеры часто жалуются на низкое качество продукции предприятий-поставщиков — если таковые вообще имеются.
Экономико-политический крестовый поход
Правительство Путина предпринимает экономико-политический крестовый поход. Американские санкции, введенные из-за украинского кризиса и применения отравляющего нервно-паралитического газа в отношении бывшего двойного агента Сергея Скрипаля в Великобритании, парализовали на время способность делать правильные выводы. Нынешний лозунг звучит так: мы все можем сделать сами.
«Никто нам не поможет — ни бог, ни царь и не герой. Нужно своими собственными руками все делать», — подчеркнул Путин недавно в выступлении по телевидению. А правительство написало на своих знаменах: мы должны по мере возможностей все производить у себя в стране. Однако подобная ориентация на внутреннее производство означает отказ от участия в международном рынке, а также ориентацию на протекционизм, основанный на принципе самообеспечения. Развал Советского Союза показывает, куда это может привести.
Санкции вкупе с государственным стимулированием внутреннего потенциала действуют как яд и представляют собой значительное препятствие для развития экономики. В отчаянии пребывает глава Счетной палаты Алексей Кудрин — либеральная совесть в российском правительстве.
Он призывает правительство к тому, чтобы оно изменило свою политику. По его мнению, экономика страны находится в стагнации, в застое. Zastoi, этот термин из советского времени, Кудрин использовал, чтобы показать причину нынешнего бедственного положения. Если один из немногих либералов в правительственных кругах открыто проводит параллель с Советским Союзом, то это должно послужить сигналом тревоги и для иностранных инвесторов.
Люди чувствуют последствия стагнации
Экономика находится в плохом состоянии, и прежде всего это чувствуют люди с низкими доходами. В течение 11 месяцев 2018 года реальные доходы населения сокращались. Некоторые люди почувствовали это особенно остро. Россияне тратят на продукты питания более 30% своего дохода. Для сравнения: жители Германии или Швейцарии тратят на эти цели всего 12% своего дохода. А во многих российских семьях расходы по этой статье явно выше одной трети, поскольку доходы в России распределяются крайне неравномерно. Поэтому комментаторы в российских средствах массовой информации опасаются того, что у бедных людей могут возникнуть проблемы с обеспечением себя продуктами питания.
Но ситуация может стать еще хуже. С 1-го января в России повысился на 2% налог на добавленную стоимость. Эксперты Центрального банка исходят из того, что торговцы из-за повышения налога на добавленную стоимость еще больше поднимут свои цены. Это будет дополнительным негативным фактором для и без того слабого потребления. В 2019 году Россия может столкнуться с дополнительными экономическими проблемами
Эта страна сможет вырваться из стагнации только в том случае, если Кремль изменит свой курс. Без примирения с Западом рассчитывать можно будет только на продолжение экономического прозябания. Путин в прошлом году получил болезненный урок — его встреча с глазу на глаз с Дональдом Трампом принесла больше вреда, чем пользы. Американцы еще больше горят желанием ввести новые санкции против России. Да и такие союзники Путина в Европе как итальянский вице-премьер Маттео Сальвини не оправдали его ожиданий и не потребовали отмены санкций в отношении России.
Путин выбрал ошибочный путь. Его внешнеполитическое рвение контрастирует с хромающей экономикой. Без изменения политики ситуация, судя по всему, не изменится. Согласно прогнозу Всемирного банка, Россию в новом году ожидает лишь слабый экономический рост. По этому показателю Россия значительно отстает от других стран с развивающейся экономикой. Замедление мировой экономики, а также снижающиеся цены на нефть сделают эту проблему еще более острой. В настоящее время простые люди платят за стремление России к изоляции, а также за упрямство правительства. Они замечают это и без электронных табло, свидетельствующих о падении курса рубля.