После того как президент США Трамп принял решение об уходе из Сирии, 29 декабря 2018 года турецкая делегация отправилась в Москву с целью обсудить новую ситуацию и узнать намерения русских.
В составе делегации были министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu), министр национальной обороны Хулуси Акар (Hulusi Akar), глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан (Hakan Fidan) и официальный представитель президента Ибрагим Калын (İbrahim Kalın).
Итоги состоявшихся в Москве переговоров начали проясняться только сейчас.
Прежде всего отметим: турецкая делегация вернулась из Москвы, получив от проведенных переговоров хорошие результаты, которые даже превзошли ее ожидания.
Утверждается, что, когда во время переговоров речь зашла о Манбидже, русские, выслушав тревоги турецкой делегации, связанные с этим городом, сразу же схватились за телефон и, позвонив представителям режима Асада, сказали: «Не входите в Манбидж».
А еще важнее — подход, продемонстрированный российской стороной относительно региона к востоку от Евфрата, который входит в основную зону интересов Турции.
Русские не будут против возможной операции Турции
Российские официальные лица, признающие справедливость опасений Анкары, о которых давно стало известно, четко дали понять своим турецким визави, что они не будут выступать против возможной операции Турции в отношении этого региона.
Кроме того, российские официальные лица заверили Анкару в том, что во время такой операции сирийское воздушное пространство не будет закрыто.
Турция, мобилизуя соединения помогающей ей Свободной сирийской армии, сосредотачивает серьезные силы в приграничных районах.
И США, и российская сторона, как отмечается, правильно понимают значение этого сосредоточения и отчетливо осознают, что Турция решительно настроена на военную операцию.
На переговорах в Москве также были исчерпывающе рассмотрены позиции формирований Рабочей партии Курдистана (РПК) / Отрядов народной самообороны (YPG) в регионе к востоку от Евфрата. В вопросе зачистки региона от YPG русские не выразили каких-либо возражений. Напротив, русские сказали, что признают правоту Турции в силу соображений безопасности.
А относительно того, что будет с регионом после его зачистки от YPG, здесь у двух сторон — разные подходы. В то время как русские предлагают полностью передать регион дамасскому режиму, Турция выступает за размещение в регионе местных элементов в соответствии с его демографической структурой, которые не будут представлять угрозы.
Вместе с тем не нужно упускать из виду тесную связь всех этих вопросов, на которых мы остановились, с тем, как решение США об уходе из Сирии будет применяться на практике.
В эти дни в Анкаре наблюдается активизация контактов с делегациями из Вашингтона. В частности, представители ФБР (FBI) осуществляют контакты в контексте расследования дела террористической организации Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) (FETÖ).
Еще одна делегация проводит переговоры с военными официальными лицами о продаже ракетных комплексов противовоздушной обороны «Пэтриот» (Patriot).
Во вторник, 8 января 2019 года Анкару посетит советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton). Ожидается, что после переговоров, которые состоятся с Болтоном в Турции, президент Эрдоган отправится в Россию и встретится с президентом России Путиным. После завершения всех этих контактов на поле боя может возникнуть серьезное оживление.
Утверждается, что в приграничные районы перебрасывается больше военных подкреплений, чем ранее в ходе операции «Щит Евфрата» и военных действий в Африне. Это можно рассматривать как сигнал к тому, что Турция перейдет к активным действиям, в случае если возникнет ожидаемая почва.