Магазины закрыты, в тени сидит пара пенсионеров, детей не видно вообще. Такой предстает нам деревня Александровка в Центральной Украине после долгой поездки по разбитым проселочным дорогам. Сегодня тут живут около двух тысяч человек, в советское время их было вдвое больше. Специалистам по выращиванию фруктов Александровка была хорошо известна. Славная история деревни скрывается сегодня за закрытыми на массивный замок дверями местного музея. Там выставлены планы экспериментальных плантаций с яблоками величиной с арбуз. На черно-белой фотографии изображено какое-то спортивное событие: партийные функционеры в качестве почетных гостей, более тысячи зрителей.
Упущенные шансы
«Все это в прошлом», — рассказывает музейный экскурсовод Александр Козак и показывает на пришедшие в упадок хладохранилища, расположенные напротив. По его словам, большинство яблочных плантаций заброшены, сегодня в деревне выращивают разве что ягоды на приусадебных участках. «Большинство людей в моем возрасте уехало, многие работают в Польше», — продолжает рассказ Александр, которому на вид лет тридцать пять. Но, несмотря ни на что, он мечтает о гастрономическом туризме для любителей яблок. «Гостиница в деревне уже есть, ее только нужно немного подремонтировать», — говорит он и показывает на красивое, но заброшенное здание на центральной площади. Здесь когда-то останавливались эксперты и партийные деятели из всего Советского Союза.
Александровка стала приходить в упадок после объявления независимости Украины в 1991 году. Переход от планового хозяйства к рыночному оказался деревне не под силу. Сейчас она рискует вообще оказаться не у дел. Одна из причин — в том, что в 2015 году деревня отказалась от слияния с соседним, более крупным поселком Севериновка. Как говорят, глава деревни побоялся потерять власть и влияние.
Возможность для слияния населенных пунктов — часть реформы децентрализации. С 2015 года 1000 деревень, сел и поселков объединились в так называемые «объединенные территориальные общины» (ОТО). Ожидается, что благодаря этому они будут лучше управляться и больше соответствовать потребностям граждан. Этот процесс поддерживается деньгами правительства, которое должно до 2020 года получить на эти цели от ЕС 115 миллионов швейцарских франков. ОТО обретут в 32 раза больше денег и новые права. Эксперты немецкого «Общества международного сотрудничества» помогают ОТО улучшать работу школ и учреждений здравоохранения, ремонтировать дороги. Более 350 сотрудников Общества работают над этим в центральном офисе в столице страны Киеве и в регионах.
Популярная реформа
Согласно опросам, децентрализация — самая популярная реформа прозападного правительства. Ее плоды — в отличие, например, от нелегкой борьбы с коррупцией — ощутили в своей повседневной жизни более шести миллионов украинцев. Это видно по поселковой администрации Севериновки. В этом поселке выращивание фруктов — также главная отрасль хозяйства. Однако яблочные плантации содержатся в большем порядке, чем в Александровке, и заброшенных полей тут меньше. На опушке леса поселковые власти организуют пастбища, а возникающие при этом древесные отходы они собираются использовать для устройства отопления на щепе.
Александр Гицун, председатель поселковой администрации, — энергичный руководитель, у него тысяча идей, как сэкономить деньги и использовать их для извлечения прибыли. Благодаря поддерживаемым ЕС мероприятиям по теплоизоляции школы он смог на сэкономленные на отоплении деньги произвести ее капитальный ремонт. «Школы и детские сады с солнечными батареями — это, конечно, хорошо. Но прежде всего нам нужны рабочие места», — говорит Гицун. Иначе, по его словам, молодежь отсюда уедет. Сегодня есть только 50 рабочих мест в частном секторе — в хлебопекарне, небольшой пивоварне и на маленьком кирпичном заводе.
Туманное будущее
Как пойдут дальше дела со слиянием населенных пунктов после завершения программы ЕС в 2020 году, сказать трудно. «Искусственно созданные ОТО не смогут выполнить своих задач. Поэтому мы надеемся на помощь наших зарубежных партнеров, чтобы переубедить противников реформы», — говорит Геннадий Зубко, вице-премьер правительства, ответственный за развитие регионов. Положение легче не станет, ведь с ростом числа ОТО отдельные поселения будут получать меньше денег. Александровка, к примеру, сегодня была бы и не прочь объединиться. Но все крупные соседние поселения уже произвели слияния. Кроме того, тамошняя школа и детский сад нуждаются в ремонте, а это проблемы, которые не захочет навязать на свою шею ни одно объединение.
То, что деньги в рамках новых возможностей, предоставленных сельским поселениям, не всегда расходуются эффективно, можно увидеть на востоке Украины, там, где советская власть укрепилась раньше, чем в центральном винницком регионе. Посреди степи, за пределами известного своими оборонными заводами города Днепропетровска (сегодняшнего Днепра) возник детский сад, в котором для самых маленьких украинцев устроили не только игровую площадку с резиновым покрытием, но и учебное пространство с имитацией уличных переходов. Правда, светофоров и пешеходных «зебр» в селе Степовое пока еще нет, но скоро это может измениться. Благодаря слиянию с поселком Слобожанское, находящимся в 20 километрах отсюда предместьем Днепропетровска, Степовое получило в пересчете на валюту один миллион швейцарских франков — в 27 раз больше, чем раньше. На эти средства удалось построить новый детский сад, расширить канализационную сеть и возвести новое помещение для пожарной охраны.
Лишь отголоски Майдана
Во время регулярных встреч региональных руководителей в киевском офисе немецкого «Общества международного сотрудничества» можно увидеть, что они опираются в своей работе на различный исторический и политический опыт. На семинарах часто заходит спор о том, в каком тоне следует пропагандировать слияние на местах. Поддерживающий децентрализацию ЕС делает ставку скорее на старые, чем на новые кадры. Один из немногих региональных руководителей без прежнего административного опыта — Олег Левченко из Винницы. Он предупреждает: «Время, отпущенное на реформу, скоро истечет». По его мнению, граждане должны отождествить себя с тем местом, где живут, тогда они будут нести за него ответственность, — таково кредо бывшего активиста неправительственных организаций. В его речи слышатся отголоски Майдана, революционного переворота 2014 года.
Совсем по-другому говорят в региональном офисе в Днепропетровске. «Если этот проект удастся, то граждане вновь станут доверять государственной власти», — говорит Елена Тертичная. Она — опытный административный работник еще из тех времен, когда Партия регионов пророссийского бывшего президента Украины Виктора Януковича заправляла на востоке Украины. Поэтому в суперсовременном здании службы децентрализации Днепропетровска энергичная руководительница повесила на видном месте карту области. Красным фломастером она отмечает на ней стрелками тех, с кем должны слиться еще не объединенные населенные пункты. О доброй воле она говорит редко, в основном рассуждает о преимуществах проекта.
Если же взглянуть на карту достижений у Зубко в министерстве регионального развития, то на ней и в образовании ОТО отражается традиционное различие между востоком и западом Украины, хотя и совершенно парадоксальным образом. На востоке страны цели Киева реализуются намного успешнее. А вот запад, попавший под власть Советов только после Второй мировой войны, за небольшим исключением плетется в хвосте. Парадокс заключается в том, что целью децентрализации является демократизация структур, принимающих решения. Это было одним из основных требований Майдана, у которого на западе и в центральной части Украины было особенно много сторонников. Но в реализации реформы лидирующие позиции занимают как раз те регионы, в которых сохранился старый иерархический стиль управления.