На дворе 2008 год. Греческий православный Патриарх Варфоломей из стамбульского района Фенер готовится поехать в Киев. «Российская разведка знала, что цель этого визита — предоставление автокефалии Украинской церкви», — подчеркнул источник, знакомый с этим вопросом.
Автокефалия — это иерархический статус в христианской церкви во главе с епископом, который не должен отчитываться перед каким-либо более высокопоставленным епископом.
Поэтому предоставление этого статуса Украинской церкви представляло собой серьезный удар по Русской церкви и, следовательно, по России. Владимир Путин звонил премьер-министру Греции Костасу Караманлису, чтобы добиться отмены запланированного визита. Посол Греции в Анкаре направился в Стамбул, чтобы попросить Фенерского Патриарха отказаться от этой поездки.
Путин также связывался с Эрдоганом, который в тот момент был премьер-министром. По информации из того же источника, противопоставляющего позиции Греции и Турции, Эрдоган говорил, что он не может вмешиваться. В конечном итоге этот визит состоялся.
Быстрая перемотка в сегодняшний день
Украинская православная церковь официально получила независимость в субботу 5 января, а произошло это после подписания декрета об отделении ее от Русской православной церкви, с которой она была связана в течение нескольких столетий.
Присутствуя в составе небольшой группы журналистов в субботу вечером на обеде, организованном украинским президентом в честь греческого Фенерского Патриарха, и слушая слова украинского лидера об Эрдогане как о стратегическом партнере Украины, было невозможно не подумать о Путине.
Сегодня, спустя десять лет после 2008 года, отношения между двумя лидерами можно назвать очень тесными и рабочими. Россия остается одним из главных торговых партнеров Турции и поставщиком энергоносителей. Кроме того, Москва — ключевой игрок в Сирии, где Турции очень сложно предпринимать какие-либо действия без согласия Москвы.
Невозможно себе представить Путина, с безразличным видом наблюдающего за тем, что происходит в «святом мире», и не связывающегося по этому поводу с Эрдоганом. С учетом очень тесного диалога между этими двумя лидерами было бы вполне реалистично предположить, что Путин позвонил Эрдогану и получил такой же ответ, как в 2008 году.
Украинская церковь просила предоставить ей автокефалию с 1990 года, когда эта страна провозгласила свою независимость. Она была очень близка к этому во время визита Варфоломея в Киев в 2008 году. Однако Украинская церковь в последнюю минуту выступила с некоторыми дополнительными требованиями, и в результате не получила искомый статус.
Но почему сегодня она его получила? Прежде всего, по данным из осведомленных источников, в настоящий момент существует правильная геополитическая ситуация, поскольку Украина провозгласила движение в сторону Запада и дистанцировалась от России. Однако свою роль сыграло и то, что считается «тактической ошибкой» Русской церкви.
«Русские считают себя очень сильными и хотят получить экуменическую роль в Православном мире. Если бы они присутствовали на упомянутой встрече, они бы были пятыми в иерархии и тоже согласились бы с экуменическим статусом Фенерского Патриарха. Русская церковь не хотела выглядеть так, как будто она согласна с подобной иерархией», — подчеркнул один источник на условиях анонимности.
Хотя, по имеющимся данным, Турция не вмешивалась в этот процесс. Невозможно представить, что Фенерский Патриарх принял бы подобное решение, если бы Анкара выступила против.