Любая характеристика нового президента Бразилии будет неточной, или откровенно обтекаемой, если в ней будет отсутствовать определение «фашист». Его неприкрытое восхищение военными режимами, полное пренебрежение к правде и научным свидетельствам, агрессивное использование религиозных призывов и символов, которыми он пытается подменить права человека и государственные институты, разжигание ненависти и ксенофобии ради повышения собственного рейтинга, а также другие недостойные приемы манипулирования общественным сознанием говорят о том, что Жаир Болсонару является современным воплощением того кошмара, который в первой половине ХХ века привел к самой страшной катастрофе в истории человечества.
Во время церемонии вступления в должность, прошедшей в столице Бразилии в обстановке народного ликования и беспрецедентных мер безопасности, праворадикальный глава государства подтвердил свои обещания. А именно, демонтировать социальное государство, совершить, под предлогом сохранения семейных ценностей, средневековый крестовый поход против женщин и разнообразия сексуальных отношений и утвердить ультраконсервативное положение, в соответствии с которым любое инакомыслие будет восприниматься как идеологическая диверсия.
Помимо угрозы, которую несет для миллионов бразильцев программа Болсонару, в частности, ее пункт о практически полной отмене прав трудящихся, бывший армейский капитан может поставить под удар всю планету, поскольку разделяет со своим американским коллегой Трампом мнение о том, что изменение климата — не более, чем выдумка левых сил.
Наверное, больше всего настораживает то, что новое бразильское правительство, которое будет управлять крупнейшей экономикой региона, пользуется большой поддержкой населения. Болсонару не только одержал победу во втором туре выборов, набрав 55% голосов в октябре прошлого года. Согласно недавним опросам общественного мнения, 75% граждан поддерживают его инициативы и заявления. Если к этой народной поддержке добавить контроль над законодательной властью и обвинения в адрес судебных инстанций, то все указывает на то, что авторитарному правлению будет сопутствовать почти полное отсутствие сопротивления и противодействия.
Итак, приход к власти Болсонару и его приближенных грозит катастрофой во всех областях не только самой Бразилии, но и всем латиноамериканским государствам, а возможно и всей планете. Остается только надеяться, что у бразильского народа хватит благоразумия, чтобы дать отпор натиску неолибералов с минимальным ущербом для себя.