Вмешательство США в этот проект явно зашло слишком далеко. Правительство Германии должно выстроить четкие границы и не поддаваться внешнему влиянию.
Позиция правительства США в отношении нового балтийского газопровода «Северный поток — 2» уже давно известна: американский президент Дональд Трамп считает его опасным инструментом, с помощью которого Россия намерена продолжить оказывать давление на Украину, а также наращивать влияние в Европе.
Такое мнение Трампа вполне обосновано. Однако в своем сопротивлении проекту США явно зашли слишком далеко: посол США Ричард Гренелл (Richard Grenell) разослал немецким компаниям БАСФ (BASF) и «Юнипер» (Uniper), планирующим присоединиться к финансированию миллиардного проекта, письма, в которых открыто угрожал им санкциями. Это, несомненно, перебор. Немецкое правительство должно провести четкую границу.
Проект, конечно, вызывает споры. С одной стороны, справедливы аргументы компаний в пользу необходимости строительства газопровода, который обеспечит гарантированную поставку газа в Европу. Добыча газа в Северном море снижается, Европе определенно придется импортировать больше газа — вероятно, и из России.
С другой стороны, вполне оправдано беспокойство жителей Восточной Европы — прежде всего, украинцев, опасающихся дальнейшего политического давления, если Украина больше не будет транзитной страной. Правомерны и опасения, что из-за «Северного потока — 2» Европа может попасть в серьезную зависимость от российского газа.
Решение о необходимости и экономическом смысле газопровода в первую очередь должны принимать компании. Вопрос, разумен ли «Северный поток — 2» в политическом отношении, должен решаться немецким правительством вместе с остальными странами Европы.
Если европейские государства придут к выводу, что новый газопровод слишком сильно сдвинет соотношение сил в пользу России, Еврокомиссия должна будет принять меры.
Немецкому правительству и Еврокомиссии не следует мириться с вмешательством США в конфликт. А прямая угроза санкций совершенно неприемлема.