Ричард Гренелл (Richard Grenell) с мая прошлого года является американским послом в Берлине. Собственно говоря, он не должен вмешиваться во внутренние дела страны своего пребывания — так сказано в Венской конвенции о дипломатических отношениях. Однако Гренелл с самого начала показал, что собирается выполнять роль дипломата несколько по-своему. В первый рабочий день в должности посла он потребовал от немецких компаний «незамедлительно прекратить» сотрудничество с Ираном. Чуть позже он заявил на правопопулистском информационном портале «Брейтбарт» (Breitbart), что собирается поддержать консервативных политиков в Европе.
Его активная — вплоть до самоуверенности — дипломатия в целом крайне негативно воспринимается немецкими политиками и журналистами. Вскоре после его вступления в должность «Шпигель» опубликовал портрет под заголовком «Сверкающий ястреб». Речь шла о своеобразном обаянии этого необычного гостя. В субботу появился следующий портрет под названием «Маленький Трамп». Бывший кандидат в канцлеры от СДПГ Мартин Шульц (Martin Schulz) уже называл его «правоэкстремистским колониальным офицером». Все непродолжительное время пребывания Гренелла в должности посла пресса бдительно следила за ним. И после долгого периода спокойствия Гренелл снова дал о себе знать. Если раньше шум поднимался прежде всего вокруг его постов в Твиттере, то теперь речь идет о письмах. Было бы ошибкой рассматривать их как обращение к классической дипломатии. Гренелл и здесь доказывает, что выбирает радикальные методы.
Критика «Северного потока — 2»
Согласно статье в «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag), Гренелл обратился к нескольким немецким компаниям, участвующим в строительстве газопровода «Северный поток — 2», угрожая им санкциями, если они продолжат свой бизнес. Газета цитирует одно такое письмо: «Мы подчеркиваем, что фирмы, участвующие в российским секторе экспорта газа, могут столкнуться со значительным санкционным риском». Участвуя в строительстве «Северного потока — 2», Европа становится зависимой от России в энергетическом плане, аргументирует Гренелл. В то же время ослабевает Украина в области безопасности, ведь она теряет значение как страна-транзитер российского газа.
Представитель Гренелла сказал, что такие письма следует воспринимать не как «угрозу», а как «ясное послание американской политики». И хотя Гренелл предпочитает точные слова, однако задним числом он охотно отказывается от них — дипломатически. Так, в случае с его комментариями по поводу Ирана он заявил позже, что не собирается давать указания немецкой экономике.
Перестрелка со «Шпигелем»
В последнем портрете этого посла в «Шпигеле» говорится: «Тот, кому не обязательно встречаться с Гренеллом, избегает его». Дипломат предпочел, чтобы его не цитировали в статье. Письменные вопросы журналиста он отклонил с замечанием: «Каждый из ваших семи вопросов основывается на выдуманных историях». Со «Шпигелем» у него и без того идет перестрелка. Когда журнал признался, что один из его сотрудников несколько лет выдумывал свои репортажи, Гренелл написал в главную редакцию «Шпигеля» озабоченное письмо: по его словам, США стали «жертвой кампании ведомственной предвзятости». Гренелл поссорился с политикой, с экономикой и со СМИ. Со всеми.