Если вы, проявляя беспокойство или удивление по поводу наплыва скандалов и политических нелепостей, начнете выяснять, до какой степени управление государством в Америке стало ненормальным, вам, возможно, следует принять во внимание следующий случай: в понедельник утром собравшиеся на лужайке перед Белом домом журналисты спросили президента о том, не работает ли он на Россию.
Он сказал, что этого не делает. «Я не только никогда не работал на Россию, но и позором является то, что вы даже задали этот вопрос, потому что все это большой и откровенный обман», — сказал президент Трамп.
Однако журналисты имели право задать вопрос, учитывая довольно странную модель поведения г-на Трампа по отношению к российскому режиму, который Республиканская партия еще недавно считала главным противником Америки. На самом деле вызывает тревогу то обстоятельство, что все больше людей, — особенно в руководстве Республиканской партии, — не проявляют беспокойства по поводу тайных бесед г-на Трампа с российским президентом Владимиром Путиным, а также по поводу того, что он больше доверяет словам российского лидера, чем выводам американских разведывательных ведомств.
Газета «Нью-Йорк таймс» сообщила на прошлой неделе о том, что ФБР в 2017 году после увольнения директора этого ведомства Джеймса Коми начало расследование в отношении Трампа с целью выяснить, не оказала ли Россия влияния на него. Газета «Вашингтон пост» в конце прошлой недели сообщила, что президент США скрыл детали относительно своей встречи с г-ном Путиным даже от сотрудников собственной администрации, и, по крайней мере, один раз дело дошло до того, что он конфисковал записи своего переводчика.
Эти данные пополнили длинный список подозрительных инцидентов и связей между г-ном Трампом и российским правительством.
Разумеется, российское правительство вмешалось в выборы 2016 года для того, чтобы победу на них одержал г-н Трамп. Американское разведывательное сообщество согласно с таким выводом. Специальный прокурор Роберт Мюллер изучает вопрос о том, что происходило до выборов, а также после выборов между членами избирательного штаба г-на Трампа и правительством г-на Путина.
Однако поведение г-на Трампа после его прихода в Белый дом не успокоило даже тех, кто намерен предоставить ему презумпцию невиновности, — по крайней мере, если говорить о тех людях, которые не входят в состав руководства Республиканской партии.
В предыдущем месяце президент США объявил, что американские войска будут выведены из Сирии, а именно к этому русские уже давно призывают. Затем г-н Трамп заявил, что Советский Союз был прав, когда организовал вторжение в Афганистан в 1979 году. Тем самым он, как попугай, повторил российскую ревизионистскую интерпретацию истории и признал, что СССР пытался бороться с терроризмом.
Тем временем Министерство финансов настаивает на снятии санкций, введенных против компаний, владельцем которых является Олег Дерипаска — олигарх, тесно связанный с г-ном Путиным. Эти санкции были введены в 2018 году в ответ на вмешательство России в американские выборы.
Хотя г-н Трамп настаивает на том, что он проводит «намного более жесткую политику в отношении России», чем предыдущие президенты, он, несомненно, демонстрирует это весьма странным образом. За время своего пребывания в Белом доме г-н Трамп с похвалой отзывался о связанных с г-ном Путиным лидерах, в том числе о Марин Ле Пен во Франции и Викторе Орбане в Венгрии. Кроме того, он нахваливает и самого г-на Путина.
В то же время президент США направляет один за другим критические залпы в сторону двух столпов стабильности в Западной Европе, то есть в сторону Европейского союза и НАТО. Как известно, он предложил Франции покинуть этот экономический блок, а также неоднократно подвергал сомнению вопрос о том, будут ли Соединенные Штаты выполнять свои обязательства в отношении западного военного альянса. Ослабление единства Запада, как показывают эти две организации, уже давно является целью российской внешней политики.
Некоторые из предпринятых шагов соответствуют изоляционизму г-на Трампа и его явному стремлению к общению с авторитарными правителями, а также, возможно, свидетельствуют о его слабых познаниях в истории.
Трудно найти рациональное оправдание скрытности г-на Трампа по поводу его отношений с г-ном Путиным, как сложно понять и то, почему в 2017 году он поделился полученной из Израиля совершенно секретной информацией с российским министром иностранных дел на встрече с ним в Овальном кабинете, а еще похвалился тем, что понизил градус напряженности в отношении расследования его связей с Россией с помощью увольнения директора ФБР. Кроме того, г-н Трамп встал на сторону Путина и подверг сомнению выводы американских разведывательных ведомств о том, что российское правительство вмешивалось в выборы.
В то время, как у г-на Трампа находится много добрых слов в адрес иностранного лидера, который совершенно равнодушен к интересам Америки, он, похоже, не жалеет резких слов, обращаясь к своим соотечественникам американцам, в частности, к сотрудникам ФБР и Министерства юстиции, которые поклялись поддерживать Конституцию и защищать ее от любых врагов — как внешних, так и внутренних.
В понедельник г-н Трамп подверг резкой критике агентов ФБР за то, что они начали против него контрразведывательное расследование, а также назвал их «известными негодяями».
Палата представителей недавно перешла под контроль демократов, и поэтому г-н Трамп, в конечном счете, столкнется с серьезным контролем, который поможет либо обнаружить правонарушения, либо успокоить американцев по поводу их президента.
В воскресенье Адам Шифф (Adam Schiff), новый председатель Комитета по разведке Палаты представителей, призвал коллег из Республиканской партии поддержать его усилия, направленные на получение записей или показаний того переводчика, который присутствовал на встрече между г-ном Путиным и г-ном Трампом.
«Не следует ли нам выяснить, действительно ли наш президент действует в соответствии с лозунгом „Америка прежде всего?"» — такой вопрос задал г-н Шифф на своей странице в твиттере.
Это не какая-то новая или неизведанная возможность, и даже республиканцы однажды говорили о таком варианте.
«На мой взгляд, есть два человека, которым платит Путин, — Рорабахер (Dana Rohrabacher) и Трамп», — заявил на закрытом совещании, обращаясь к свои коллегам из Республиканской партии, Кевин Маккарти (Kevin McCarthy), который в то время был лидером большинства в Палате представителей, а происходило это незадолго до того, как г-н Трамп получил поддержку от своей партии в 2016 году и стал кандидатом на пост президента.
Дана Рорабахер, 15 раз избиравшийся в Конгресс от штата Калифорния и проигравший в ноябре борьбу за свое очередное переизбрание, был настолько решительным сторонником Москвы на Капитолийском холме, что ФБР пришло к выводу о том, что русские шпионы пытаются его завербовать.
Позднее г-н Маккарти заявил, что его слова о финансировании г-на Трампа Москвой были неудачной шуткой.
Что совсем не смешно, так это нежелание Республиканской партии бросить критический взгляд на действующего президента, который так пренебрегает принятой практикой общения с любым иностранным лидером, — не говоря уже о таком противнике, как Владимир Путин.