ВАШИНГТОН — На свете есть немного вещей, которых президент России Владимир Путин желает больше ослабления НАТО, военного союза между Соединенными Штатами, Европой и Канадой, который сдерживает советскую и российскую агрессию на протяжении 70 лет.
В прошлом году президент Трамп предложил шаг, равнозначный уничтожению НАТО: выход из альянса Соединенных Штатов.
Как сообщили «Нью-Йорк Таймс» высокопоставленные чиновники администрации, в течение 2018 года Трамп несколько раз в частном порядке говорил, что хочет выйти из Организации Североатлантического договора. Нынешние и бывшие должностные лица, выступающие за сохранение членства в альянсе, опасаются, что Трамп может вернуться к своей угрозе, поскольку военные расходы союзников продолжают отставать от целевых показателей, заданных президентом.
По их словам, в дни проведения беспокойного саммита НАТО прошлым летом Трамп сказал своим высокопоставленным чиновникам по вопросам национальной безопасности, что не видит смысла в военном союзе, который, как ему представляется, постоянно расходует силы США.
В то время команда Трампа по национальной безопасности, включая тогдашнего министра обороны Джима Мэттиса и советника по национальной безопасности Джона Болтона, изо всех сил пыталась уберечь американскую стратегию от каких-либо упоминаний о выходе, который резко уменьшит влияние Вашингтона в Европе и может вдохнуть силы в Россию на десятилетия вперед.
Теперь неоднократно высказываемое желание президента выйти из НАТО вызывает новые опасения среди чиновников сферы национальной безопасности. Это происходит на фоне растущей обеспокоенности по поводу усилий Трампа по сохранению его встречи с Путиным в тайне даже от собственных помощников, а также на фоне проводимого ФБР расследования связей администрации с Россией.
Решение о выходе из альянса, существующего с 1949 года, «станет одним из наиболее разрушительных шагов, которые любой президент может предпринять в отношении интересов США», — сказала Мишель Флурной, заместитель министра обороны при президенте Бараке Обаме.
«Это разрушило бы 70-летнюю кропотливую работу многих администраций — республиканских и демократических — по созданию, возможно, самого мощного и выгодного альянса в истории, — сказала Флурной в интервью. — И это был бы самый безумный успех, о котором мог мечтать Владимир Путин».
Бывший верховный главнокомандующий НАТО, адмирал в отставке Джеймс Ставридис заявил, что выход США из Североатлантического альянса будет «геополитической ошибкой эпического масштаба».
«Даже обсуждение идеи выхода из НАТО — не говоря уже о том, чтобы сделать это — стало бы для Путина подарком века», — сказал адмирал Ставридис.
Высокопоставленные чиновники администрации Трампа на условиях анонимности рассказали о внутренних, очень чувствительных, усилиях по сохранению военного альянса.
После того, как в понедельник Белый дом попросили дать свой комментарий, высокопоставленный представитель администрации указал на озвученные в июле замечания Трампа, когда он назвал приверженность Соединенных Штатов НАТО «очень сильной», а сам Североатлантический альянс «очень важным». От дальнейших комментариев чиновник отказался.
Американские чиновники сферы национальной безопасности считают, что после аннексии Крыма в 2014 году Россия в основном сосредоточилась на подрыве единства между Соединенными Штатами и Европой. Ее целью стало разрушение альянса НАТО, который Москва рассматривает как угрозу.
Вмешательство России в выборы в США и ее усилия по предотвращению вступления бывших государств-сателлитов в Североатлантический альянс направлены на ослабление того, кого она считает соседом-врагом, заявили американские официальные лица. По их словам, при ослабленном НАТО у Путина будет больше свободы вести себя так, как он захочет, за счет превращения России в противовес Европе и Соединенным Штатам.
По словам официальных лиц, выход Америки из альянса позволит выполнить все, что пытается осуществить Путин. По сути, Трамп делает за российского лидера его самую тяжелую и наиболее опасную работу.
Когда Трамп впервые поднял вопрос о возможном выходе из альянса, высокопоставленные сотрудники администрации не были уверены, насколько серьезно он говорит. К этой идее он возвращался несколько раз, заявляют чиновники, опасения которых все более усиливаются.
Неприязнь Трампа к зарубежным альянсам и американским обязательствам перед международными организациями ни для кого не секрет.
Президент неоднократно публично подвергал сомнению или отказывался от ряда военных и экономических партнерств, от Парижского соглашения по климату до Азиатско-Тихоокеанского торгового пакта. Он поставил вопрос о военном союзе Соединенных Штатов с Южной Кореей и Японией, а также объявил о выводе американских войск из Сирии без предварительных консультаций с союзниками по возглавляемой Америкой коалиции, созданной, чтобы победить «Исламское государство» (запрещена в РФ — прим. ред.).
В апреле в НАТО планировали провести встречу лидеров в Вашингтоне в ознаменование своей 70-й годовщины, сродни празднованию 50-летнего юбилея, которое было организовано президентом Биллом Клинтоном в 1999 году. Но в этом году уровень мероприятия был понижен до встречи министров иностранных дел, так как некоторые дипломаты опасались, что Трамп может использовать саммит в Вашингтоне для возобновления своих нападок на Североатлантический альянс.
Встреча лидеров теперь запланирована на конец 2019 года, но не в Вашингтоне.
Угрозы Трампа о выходе из альянса заставили чиновников администрации бороться за то, чтобы ежегодная встреча лидеров НАТО в Брюсселе в июле прошлого года не превратилась в катастрофу.
Высокопоставленные чиновники сферы национальной безопасности уже подтолкнули представителей военного альянса к заключению официального соглашения по нескольким задачам НАТО — включая совместную оборону против России — еще до начала саммита, чтобы защититься от действий Трампа.
Но Трамп все равно перевернул ход саммита вверх дном. Предполагалось, что одна из встреч 12 июля будет посвящена Украине и Грузии — двум не входящим в НАТО странам, которые стремятся вступить в альянс.
Принятый протокол предписывает членам альянса не обсуждать внутренние дела в присутствии посторонних. Но, по словам нескольких американских и европейских чиновников, находившихся в зале, Трамп, как это часто бывало, не стал придерживаться установленных норм.
Он жаловался, что европейские правительства не выделяют достаточно средств на общие расходы на оборону, заставляя Соединенные Штаты нести непомерное бремя. Он выразил разочарование в связи с тем, что на местах европейские лидеры не могут пообещать тратить больше. И, как заявили американские и европейские чиновники, показалось, он не понял деталей, когда некоторые пытались объяснить ему, что уровни расходов устанавливаются парламентами отдельных стран.
Затем, на другой встрече лидеров на том же саммите, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, казалось, застиг Трампа врасплох.
Поддерживая позицию Трампа, Столтенберг подтолкнул союзников к увеличению своих расходов и похвалил Соединенные Штаты за хороший пример — в том числе за увеличение своих военных расходов в Европе. При этом, по словам одного из находившихся в зале официальных лиц, Трамп повернул голову и посмотрел на американских чиновников позади него, удивленный замечаниями Столтенберга и выдавая свое незнание планов расходов собственной администрации.
По словам чиновников, Трамп выглядел особенно раздраженным на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель, так как военные расходы ее страны составляют один процент от валового внутреннего продукта.
Для сравнения, военные расходы США составляет около четырех процентов ВВП, и Трамп раскритиковал союзников, не способных достичь целевых показателей НАТО по расходам на оборону в два процента ВВП. В ходе саммита он удивил других лидеров, потребовав увеличить эту цифру до четырех процентов — этого шаг, по сути, стал бы недосягаемой целью для многих членов Североатлантического альянса. Он также пригрозил, что, если военные расходы других стран НАТО не вырастут, то в 2019 году США «пойдут своим путем».
По словам присутствовавших на встрече американских и европейских чиновников, Трамп снова нарушил протокол прямо посреди выступления Меркель. Он встал и ушел, оставив находившихся в зале людей в состоянии легкого шока. При этом, перед тем как уйти, президент подошел к Меркель и прервал ее выступление, назвав великим лидером. Пораженные и испытывающие облегчение о того, что Трамп не стал снова ругать своих коллег, люди в зале зааплодировали.
В конце концов, лидеры НАТО публично прикрыли свои разногласия, чтобы продемонстрировать единый фронт. Но и европейские лидеры, и американские чиновники после двух дней в Брюсселе вышли потрясенными и обеспокоенными тем, что Трамп снова будет угрожать выходом из альянса.
Чиновники администрации говорят, что Трамп убежден в своем скептическом отношении к НАТО примерно так же, как в желании экспроприировать иракскую нефть. Хотя официальные лица неоднократно объясняли, почему Соединенные Штаты не могут присвоить иракскую нефть, Трамп возвращается к этому вопросу каждые несколько месяцев.
Когда официальные лица думают, что вопрос о членстве в НАТО решен, Трамп снова поднимает вопрос о своем желании покинуть Североатлантический альянс.
Любой шаг Трампа против НАТО, скорее всего, вызовет ответ Конгресса. Американская политика в отношении России — это та область, где республиканцы Конгресса последовательно противостояли Трампу, в том числе введением новых санкций в отношении Москвы и критикой его совместной с Путиным дружелюбной пресс-конференции 16 июля в финском Хельсинки.
Согласно Статье 13 Вашингтонского договора, члены НАТО могут выйти из альянса по истечении годичного уведомительного периода. Такая задержка даст Конгрессу время, чтобы попытаться блокировать любые подобные попытки Трампа.
«Тревожно, что президент продолжает необоснованно утверждать, что НАТО не способствует общей безопасности Соединенных Штатов и международного сообщества, — сказала представляющая Нью-Гэмпшир сенатор-демократ Джинн Шейхин, один из сторонников того, чтобы законодательно не дать Трампу выйти из военного альянса. — Сенату лучше знать, и он готов защищать НАТО».
НАТО по-прежнему популярен. Но Североатлантический альянс стал в большей степени вопросом партийной принадлежности. Согласно опросу Института Рональда Рейгана, демократы проявляют мощный энтузиазм, в то время как республиканцы ослабили свою поддержку.
Представитель Вашингтона в НАТО и бывший сенатор-республиканец Кей Бейли Хатчисон стремился заручиться в Конгрессе поддержкой альянса, среди которой помощь в организации двухпартийной группы сторонников.
Но даже если Конгресс предпримет шаги по блокированию выхода из альянса, заявление Трампа о том, что он хочет это сделать, нанесет НАТО большой ущерб. Союзники, чувствующие угрозу со стороны России, уже испытывают серьезные сомнения в том, что Трамп отдаст приказ войскам прийти им на помощь.
В прошлом месяце в своем письме об отставке Мэттис конкретно сослался на свою приверженность альянсам Америки, скрыто критикуя принципы Трампа. Мэттис изначально заявил, что останется до следующей встречи НАТО в конце февраля, но Трамп уволил его до Нового года.
Исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шанахан, как полагают, поддерживает Североатлантический альянс. Но также он демонстративно заявил, что, по его мнению, Пентагон не должен быть для президента «Департаментом Нет».
Европейские и американские официальные лица говорили, что присутствие Мэттиса, бывшего высшего командующего НАТО, давало союзникам уверенность в том, что высокопоставленный чиновник администрации Трампа прикрывает их. Его уход из Пентагона усилил опасения некоторых европейских дипломатов в том, что безопасного одеяла теперь нет.
В подготовке материала участвовал Мэтью Розенберг (Matthew Rosenberg).