С прошлого года российские пограничники увеличили количество проверок добычи и другого груза на японских судах, ведущих «безопасный промысел» вблизи Южных Курил. На самом деле проводятся досмотры.
Более того, стало известно, что в этом году японская сторона признала эти действия, назвав их «ознакомительными».
Так называемый безопасный промысел японских судов — это структура, при создании которой проблема суверенитета «северных территорий» не учитывалась. Досмотры, которые проводят официальные представители российских властей, — это очевидное нарушение правил. Использование слова «ознакомление» — это не более, чем услужливая уловка. Ее можно воспринять лишь в качестве признания фактического контроля России. Эта проблема имеет отношение к суверенитету. Правительство Японии обязано занять твердую позицию в отношении России.
По информации управления морской безопасности Раусу, в период с января по март 2018 года было досмотрено 83 судна, занимавшихся промыслом хека, а с сентября 2018 года 61 судно, занимавшееся промыслом терпуга. Это рекордные цифры со времен начала промысла в 1998 году.
Что касается ловли хека, которая стартовала 7 января, то за три первых дня проверки были проведены на 19 судах; один корабль даже некоторое время буксировал в направлении Южно-Курильска. Также стало известно, что российская сторона потребовала, чтобы два судна из Раусу заплатили штраф из-за отсутствия некоторых документов. Мы вынуждены признать, что действия, игнорирующие структуру «безопасного промысла», участились.
Позиция японской стороны также вызывает вопросы. Несмотря на то, что так называемое «ознакомление» проводится при условии заблаговременного уведомления и соблюдении гигиены на борту, чтобы не нанести ущерб улову, оно ничем не отличается от досмотра.
Рыбаки считают, что протесты обоснованны, поскольку нельзя официально признавать досмотры. Ранее японские власти и администрация Хоккайдо придерживались туманной формулировки, называя досмотр «посещением судна».
Подобное поведение привело к тому, что теперь Россия смотрит на Японию свысока, в связи с чем критика неизбежна. Скорее всего, российская сторона также хочет подчеркнуть фактический контроль на фоне переговоров по мирному договору, включая проблему «северных территорий». При этом правительство Японии воздерживается от заявлений, возможно, опасаясь негативного влияния на переговоры, поэтому складывается впечатление, что Россия делает с японской стороной все, что захочет.
Нелепо, если рыбная промышленность примет эту ношу. В этом случае структура «безопасного промысла» превратится в формальность. Необходимо принимать соответствующие шаги, чтобы не свести на нет результаты, достигнутые за долгие годы, и вновь подтвердить принципы безопасного промысла.