Очередной выходке Путина в Керченском проливе надо немедленно оказать противодействие.
Пять лет тому назад Россия ввела свои войска в Крым, молниеносно организовала односторонний референдум и аннексировала эту украинскую территорию. Запад был ошеломлен нападением и реагировал очень медленно. В результате российский президент Владимир Путин осуществил второе вторжение на территорию Украины, на сей раз на востоке страны. Это нападение встретило более стойкое сопротивление, и постепенно Запад начал действовать, настаивая на прекращении огня и вводя санкции против России. Однако конфликт продолжается, унеся на сегодня жизни 10 300 украинцев.
Сегодня мир сталкивается с другим вызовом. Россия в одностороннем порядке взяла под свой контроль Керченский пролив, и Запад ничего не сделал в ответ. У Путина, который уже сосредотачивает свои войска, может возникнуть соблазн отнять у Украины дополнительную территорию, попытаться сорвать президентские выборы в этой стране, или сделать и то, и другое.
Американский президент Дональд Трамп прав, говоря о том, что Путин захватил Крым, а Запад ничего не сделал. Но что Трамп сделает теперь, когда у Путина могут появиться еще более масштабные замыслы?
25 ноября 2018 года российские пограничные катера открыли огонь по военно-морским кораблям Украины, находившимся в международных водах Черного моря. Они повредили эти суда и ранили несколько украинских моряков. Затем Россия захватила украинские суда, а моряков бросила за решетку.
Украинские суда пытались пройти из порта Одессы в порт Мариуполь на Азовском море. Для этого надо миновать очень узкий и мелкий Керченский пролив, через который Россия построила автомобильный и железнодорожный мост, соединяющий ее материковую территорию с оккупированным Крымом. Украинские суда отказались признавать односторонний контроль России над проливом и подчиняться указаниям российской погранслужбы ждать за пределами пролива. Они пошли вперед и были сначала блокированы, а затем атакованы российскими пограничными катерами.
Россия открыла огонь по украинским военно-морским кораблям в международных водах, обращалась с украинскими моряками как с гражданскими, а не как с военнослужащими суверенного государства, и обосновывала свои действия аннексией Крыма и его территориальных вод. Тем самым Россия нарушила международное право, законы о вооруженных конфликтах и двустороннее соглашение от 2003 года, по которому Россия и Украина обладают совместным суверенитетом и контролем над Азовским морем и Керченским проливом. Россия утверждает, что теперь она одна имеет право на пролив, с чем не согласен почти весь мир.
Украина не откажется от своего права на проход военно-морских кораблей через Керченский пролив и на другие территориальные воды вокруг Крыма. Россия наверняка будет отвечать столь же агрессивно, как и в ноябре, что усилит опасность возникновения новых конфликтов. Но есть и другие факторы, которые усиливают этот кризис.
31 марта на Украине состоятся президентские выборы, и Путину очень хочется ослабить и в конечном итоге разгромить украинского президента Петра Порошенко. Россию также раздражает то, что Украинская православная церковь впервые с 1686 года получила автокефалию — или независимость от Русской православной церкви. Крым нуждается в пресной воде, запасы которой находятся на территории Украины, и поэтому у России появляется опасный соблазн.
Тактика Путина известна. Сначала он отыскивает возможность для отстаивания российских интересов в своем собственном их понимании, затем проводит ограниченную военную операцию для развития успеха и внимательно следит, не вызовет ли это серьезное международное осуждение или военный ответ. Если нет, он повышает ставки и расширяет масштабы своих действий.
Прошло почти два месяца с тех пор, как Россия атаковала украинские суда, но международной реакции на эти действия почти не последовало. Поэтому Россия может посчитать, что не встретит сильного сопротивления, продолжая наступление на восточной Украине или в ее территориальных водах. Такой же вывод она сделала и в 2008 году перед наступлением на Грузию, и в 2014-м, когда после аннексии Крыма напала на Донбасс. Но если сейчас предпринять предупреждающие меры, это поможет сдержать дальнейшую агрессию.
Такие меры должны охватывать обширный спектр дипломатических, экономических и превентивных военных шагов. На дипломатическом фронте европейские и американские лидеры должны сказать свое веское слово, осудив агрессию против Украины и предупредив о недопустимости действий такого рода.
Что касается экономики, то Евросоюз и Соединенные Штаты должны ввести санкции, связанные конкретно с притязаниями России на Керченский пролив и на ее единоличный контроль над Азовским морем. Соединенные Штаты должны удвоить свои усилия, чтобы убедить Германию отказаться от газопроводного проекта «Северный поток — 2», по крайней мере, до тех пор, пока продолжается российская агрессия против Украины, а лучше всего, полностью отменить его.
В военной сфере ведущие европейские страны и Соединенные Штаты должны усилить свое присутствие в Черном море, проводя регулярные визиты в порт Одессу и в другие украинские порты в этом районе. На украинских судах, проходящих через Керченский пролив, надо размещать иностранных наблюдателей. Будет разумно создать миссию зарубежных гражданских наблюдателей на украинской территории к северу от Крыма в районе городов Николаев, Мелитополь и Бердянск. Соединенным Штатам и их европейским союзникам следует наращивать и ускорять плановую помощь украинским вооруженным силам, уделяя особое внимание военно-морским силам, береговой обороне и ПВО. Кроме того, США и страны-союзницы должны работать с Турцией в целях обеспечения свободы судоходства в Черном море.
Россия выкопала себе яму в Донбассе. Военная обстановка там зашла в тупик, а против России действуют экономические санкции. Она может подумать, что в случае нападения на Украину на каком-нибудь другом участке ей удастся выйти из этого тупика. Но такие действия приведут лишь к углублению вырытой ямы и к новым санкциям. России лучше достойно уйти, найдя в результате переговоров политическое решение, в котором будут соблюдены ее законные интересы, и вернуть Донбасс под власть Украины.
Но такие переговоры маловероятны, пока на Украине не пройдут мартовские президентские выборы. После них следует начать переговорный процесс, исходя из предложений Путина и Порошенко о вводе в Донбасс международных миротворческих сил. Эти миротворческие силы будет сопровождать временная администрация ООН с задачей подготовить выборы в Донбассе и проконтролировать реализацию политической и экономической составляющей двух Минских соглашений. Таким образом, Россия передаст вопросы обеспечения безопасности русскоязычных украинцев в Донбассе в ведение международного сообщества и выведет свои силы обратно за пределы российско-украинской границы, вернув Донбасс под власть и суверенитет Украины. Введенные против России за ее действия в Донбассе санкции будут сняты.
После урегулирования в Донбассе крымская проблема останется нерешенной. Но это будет первый шаг к нормализации отношений России с США и Европой и к их возврату в более управляемые рамки. В таком случае с Россией можно будет сотрудничать, где это возможно, настаивая на своих принципах там, где с ней существуют разногласия. Но в таких обстоятельствах появится возможность разрешать эти разногласия, чтобы они не привели к конфронтации и конфликту. Возвращение к такому механизму будет служить интересам всех стран, в том числе — России.