Тут возник вопрос: в связи с ситуацией в Венесуэле, что делать Украине? Признавать нового «президента», или нет? В принципе, тут надо исходить из того, а чего мы этим хотим добиться? Есть ли у нас интересы в Венесуэле? Нет. Есть ли у нас системная и внятная политика отношений с Венесуэлой? Нет. Можем ли мы себе позволить играть в политические игры, в которые сейчас играют Штаты и их союзники? Нет.
Будем ли мы рады свержению правительства Мадуро? В восприятии общественности — вероятно, да. Для нас Мадуро — это не более, чем союзник Путина, а такого восприятия достаточно, чтобы желать ему всего плохого. Примитивно, но как есть. Будет ли свержение правительства Мадуро нам выгодно? В случае, если оно будет сопровождаться вооруженными столкновениями и хаосом, то нет. Если же все пройдет бескровно, нам ни холодно, ни жарко.
Однако существует проблема юридическая. С точки зрения международного права признание или не признание президента ничего не значит. То есть, это чисто политический шаг. А в доктрине Эстрады, которую сейчас разделяют большинство государств, вообще говорится, что подобное признание — посягательство на суверенитет других наций и вмешательство во внутренние дела государства. Самопровозглашение «временным президентом» со стороны никому не известного Хуана Гуайдо — довольно сомнительно с точки зрения законодательства страны и международных норм.
Так вот, дабы не оказаться в неудобной ситуации из-за поддержки неоднозначных «признаний» в Венесуэле, Украине вообще не стоит в это ввязываться, особенно понимая, что завтра это может произойти и с нами со стороны России или кого-нибудь еще, например после выборов, как это было с Венесуэлой.
Украина может максимум сделать следующее:
1. Призвать к диалогу и заявить о том, что все должно решаться в рамках мирных переговоров и по букве закона.
2. Поддержать инициативу Испании, Португалии, Франции, Италии и Нидерландов о формировании контактной группы по диалогу по Венесуэле.
3. Вообще не вспоминать никаких «временных президентов», имея за плечами свои трэш-истории с «народными губернаторами» и «народными мэрами».
4. Призвать региональные государства не допустить кровопролития и скатывания кризиса в полномасштабную гражданскую войну. Это худший сценарий для всех, включая Европу.
Выходить за эти рамки я бы не стал. В конце концов, ситуация в Венесуэле — это региональная история с примесью глобальной борьбы Штатов с РФ и Китаем. Даже больше с Китаем. Такую игру мы пока что не тянем.