Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вэньхуэй бао (Китай): распад СССР разрушил традиции российского кинематографа. Все кассовые фильмы сняты на голливудский манер

© Аватар Фильм (2002)Кадр из многосерийного фильма "Бригада"
Кадр из многосерийного фильма Бригада
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайцы старшего поколения обожают классические советские фильмы. Сейчас, при анализе русских фильмов, становится видно, что самые хорошие сборы получаются с картин, снятых в голливудских жанрах. «Былую славу уже не вернуть. Современный российский кинематограф существует почти 30 лет, этап становления позади, но вопрос, как запечатлеть на пленке российский образ мысли, все еще остается открытым».

Китайцам старшего поколения прекрасно известны все классические советские фильмы и снявшие их режиссеры: «Дневник Глумова» Эйзенштейна, «Ирония судьбы» Рязанова, «Иваново детство» Тарковского и так далее. Однако начиная с 80-х годов прошлого века становится сложно отметить хоть сколько-нибудь выдающиеся советские или российские фильмы. Бывает, что в кинотеатрах иногда показывают российские фильмы, но их количество ничтожно мало, а реклама никуда не годится. Когда я захотел сходить в кино и посмотреть один из них, то оказалось, что его уже сняли с проката. Единственным шансом попасть на сеанс российского кино стал Шанхайский международный кинофестиваль, на который нужно успеть купить билет, с трудом найти свободное время для сего мероприятия, а потом бегать между кинотеатрами города, в которых показывают все эти фильмы, с одной мыслью: «Как же это все сложно».

Некоторые фильмы можно найти в интернете, но там их тоже очень мало. На сайте «Доубань» эти фильмы не пользуются популярностью, а комментарии оставляют молодые любители искусства, которые, посмотрев один фильм, возомнили себя знатоками показанного исторического периода в России. Как исследователь российской культуры, я попробую рассказать о становлении современного российского кинематографа.

Реформа советского кино началась еще до распада СССР. Изменения идейной составляющей начались с Х съезда Союза кинематографистов, состоявшегося в 1986 году, после которого появилось первое коммерческое кино. Упадок российского кинематографа, наследовавшего советский, начался в 90-х и длился до 2001 года.

Вместе с распадом СССР перестал существовать и кинематограф, так как оттуда ушли все, кто только мог. Кинотеатры переделали под рынки, по телевизору показывали дешевые сериалы, а в переходах продавали пиратские диски низкого качества с зарубежными фильмами. Очередной бедой, свалившейся на российский кинематограф, стал кризис 1998 года. В такой огромной стране как Россия появилось множество частных киностудий, которым, несмотря на враждебность извне, удавалось время от времени выпускать фильмы, ставшие сейчас классикой: «Анкор, ещё анкор» Петра Тодоровского (1993 г.), «Вор» Павла Чухрая (1997 г.), «Ширли-мырли» Владимира Меньшова (1995 г.) и т. д. Невероятно популярными тогда были фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Про уродов и людей» (1998 г.).

Так продолжалось до начала 2000-х, когда российское правительство решило использовать кино как один из способов содействия социально-экономическому развитию. В стране начали появляться кинокомпании, которые в основном снимали фильмы для телевидения и малобюджетные сериалы. Сейчас наиболее влиятельными российскими кинокомпаниями считаются «Арт Пикчерс Студия», «Студия ТРИТЭ», «СТВ», «Централ Партнершип» и т. д. На стыке веков экраны телевизоров захватили криминальные сериалы, такие как «Улица разбитых фонарей», вышедший в 1998 году, «Бандитский Петербург», вышедший в 1999 году и т. д. Для женской аудитории по телевизору стали показывать «Обручальное кольцо» 1999 г., «Кармелита» и другие сериалы, ставшие невероятно популярными. В 2007 году на экраны вышел первый российский фильм в формате 3D, но кассовые сборы с его проката не оправдали ожидания. Массово российские зрители начали ходить на 3D фильмы начиная с 2010 года.

Кассовый сбор со всех российских фильмов, выпущенных с 2001 по 2015 год составил 1,78 миллиарда долларов. Самым кассовым стал «Сталинград» Федора Бондарчука (2013 г.), собравший 68 миллионов долларов. Самым дорогим считается фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Никиты Михалкова (2011 г.), на который было потрачено 45 миллионов долларов. В прокате фильм собрал всего 1,5 миллиона долларов, которые составляют одну тридцатую от расходов на его съемку.

В целом, российский кинематограф стал более прибыльным, чем советский, однако сейчас ситуация в нем не самая хорошая. Правительство ежегодно выделяет немалые деньги на его развитие. В 2016 году российская федеральная государственная некоммерческая организация «Фонд кино» отдали создателям фильмов 2,8 миллиарда рублей, всего за год режиссерами было получено 5 миллиардов рублей, но действительно качественные фильмы можно сосчитать по пальцам.

Проанализировав все кино, выпускаемое в России, становится видно, что самые хорошие сборы получаются с фильмов, снятых в исконно голливудских жанрах. Это боевики, фильмы-катастрофы, научная фантастика. В Китае, например, показывали фильмы «Метро» и «Экипаж», которые снимались в традициях немецкого и французского кино. В 2015 году «Левиафан» Андрея Звягинцева получил «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Еще одно кино, знакомящее зрителя с российской реальностью — это «Дурак» Юрия Быкова (2014 г.).

Известный российский режиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров сказал в своем докладе в госдуме: «Сакраментальная фраза о том, что кино является наиважнейшим из искусств, в наши дни приобретает новое звучание. Люди меньше читают, и чтение замещается кино. В самолетах, поездах, метро на мобильных телефонах все смотрят кино. Этот рынок огромен, и невольно встает вопрос о том, какое место занимает Россия. Ответ очевиден: практически никакого. Между тем, кино воздействует на мировоззрение, формирует человека, откладывается в памяти, имеет огромное идеологическое влияние. И мы эту борьбу проигрываем. В искусстве обязательно должна быть идея, а значит — идеология».

Былую славу уже не вернуть. Современный российский кинематограф существует уже почти 30 лет, этап его становления позади, но вопрос о том, как запечатлеть на пленке российский образ мысли, все еще остается открытым.