Двадцать седьмого января мы отмечаем две трагические даты в истории человечества: день памяти жертв Холокоста и завершение блокады Ленинграда — две трагедии, которые привели к гибели многих миллионов людей. Два массовых убийства, которые должны были послужить нам хорошей прививкой, но, если даже послужили, их срок действия сегодня истекает. Антигуманные силы вновь поднимают головы и угрожают современным демократическим обществам.
Сегодня многие недовольны ситуацией в Европе, и на это есть причины: политическая элита все больше отдаляется от реальных потребностей граждан, разрастается коррупция и так далее. Однако следует помнить, что для этих проблем нет быстрых решений. Те, кто обещал нам рай на земле, который якобы начнется в ближайшем будущем, делают это снова в более «легкой» форме, обещая избегать преувеличений. Но результат будет тот же: преследования, концентрационные лагеря, этнические чистки, социальное угнетение. Европейское общество по-прежнему хранит в себе большой эволюционный, реформистский потенциал, а революции, как показывает практика, неизбежно ведут в тупик.
Печально наблюдать это в Польше — стране, которая так много страдала от нацизма и коммунизма, ультраконсервативных, шовинистических, ксенофобских сил. Еще печальнее видеть, как в поддержку этих сил начинают выступать влиятельные секторы католической церкви, хотя папа Франциск идет прямо противоположным путем. Экстремистские партии в настоящий момент находятся у власти в Венгрии, Австрии и Италии. Крайние правые стремятся прорваться на лидирующие позиции в таких важных странах, как Франция и Германия.
Вот почему важно не только вспоминать о Холокосте, но и создавать условия для того, чтобы такая беда больше не повторилась ни с евреями, ни с каким бы то ни было другим народом.
Руководство путинской России, разумеется, не может пройти мимо такой даты, не приняв какого-нибудь «мудрого решения». Фильм «Праздник» еще только снимался, его никто еще не видел, но «самые преданные слуги народа» уже разделали его под орех. Одно из обвинений заключалось в том, что это «комедия» — жанр, немыслимый для трактовки столь мрачной темы, как блокада Ленинграда.
В итоге режиссер отказался от проката в кинотеатрах и разместил фильм на «Ютубе», чтобы зрители делали выводы сами. Мы с моей супругой, у которой часть родственников погибли от голода во время блокады Ленинграда, внимательно посмотрели эту картину. Как и следовало ожидать, там нет ни тени комедии, причина наложенной на фильм анафемы другая: режиссер затронул крайне деликатную, почти запретную тему — он рассказал о сытой жизни ленинградских коммунистических лидеров, в то время как обычные люди у них под боком пытались выжить немыслимыми для XX века способами, включая каннибализм.
Есть документы, по которым можно судить о меню специальных столовых для «товарищей руководителей», есть воспоминания, но все это не должно испортить «героическую версию» истории. Фильм повествует о праздновании Нового года в доме профессора, который является ценным сотрудником секретной лаборатории, работает на Коммунистическую партию, и потому он и его семья имеют право на такие продукты, как утка, ветчина, шампанское и так далее. Сын профессора приводит в гости простую девушку, с которой познакомился в бомбоубежище…
Остановлюсь здесь, чтобы своими оценками не повлиять на тех, кто хочет посмотреть фильм полностью и составить собственное мнение.
Запрет картины в кинотеатрах как всегда дал самый положительный результат для режиссера и актеров: фильм искали и посмотрели на «Ютубе» более миллиона человек.
В Португалии крайне правые продолжают оставаться маргинальной силой, хотя крайне левые — дабы оправдать свое собственное существование — раздувают их до размеров какого-то гигантского чудовища. Разница очевидна, если взглянуть на представительство тех и других в парламенте. Беспокойство у нас должно вызывать существование столь многочисленных крайне левых сил и то, что партии вроде ПС (Социалистической партии) ищут в них опору.
Лидеры социалистов, кажется, тоже забыли уроки прошлого и больше заботятся о своей власти, чем о стране. Оппозиция центра и правоцентристских партий слишком занята внутренней борьбой, формированием групп и партий. Демократия становится с каждым разом все беднее.
PS. Так получилось, что на ту же дату приходится публикация моей новой книги «Блумтали» (Os Blumthal), правда, это чистое совпадение. Персонажи этой книги — реальные люди, прабабушки и прадедушки моей супруги, предки моих детей и внуков — пережили обе эти страшные трагедии, были жертвами нацизма и коммунизма. Я решил написать эту книгу для того, чтобы история не повторялась, а нынешние и будущие поколения не позволяли увлечь себя старыми «сказками».