С начала войны на Донбассе по всей Украине их набирается уже более 300 тысяч — ветеранов, тех, кому после возвращения с фронта пришлось отвечать на вопрос: «Что дальше?» Многие из них бесцельно бродят по улицам, пьют и испытывают психические проблемы. «Общество считает нас странными. При поиске работы достаточно сказать, что ты ветеран, и ответ будет: „Мы вам перезвоним". Но никто уже не перезванивает», — объясняет корреспонденту «Инфо» 23-летний Леонид Остальцев, который решил изменить ситуацию. «Я хочу развеять стереотипы о том, что они — странные люди с психологическими проблемами, и показать, что они могут работать», — говорит он. И благодаря бизнесу «Пицца Ветерано» ему это удается.
Воевать на восток Украины он отправился еще в 2014 году. По его словам, он считал это своей обязанностью перед родиной. Но и сегодня ему трудно объяснить тем, кто не воевал, что там на самом деле происходило. Ужас. Кровь, как в фильмах, хотя не до конца похоже. Так он описывает свои впечатления и указывает на комнату, всю увешанную фотографиями членов своего отряда.
Потом наступил 2015 год, и Леонид вернулся домой, но, как и многие, не знал, что делать. У него не было денег, жена была беременна, а у него был только опыт работы поваром в пиццерии. Наконец он решил начать собственное дело. И ему удалось. «Я обошел 20 инвесторов, и 21-ый дал мне денег. На это ушло полтора года», — говорит Леонид. Начав с подвальной забегаловки, он в итоге дорос до бистро на хорошем месте, а потом открыл еще одну точку. Помогла реклама в социальных сетях и необычная история о том, как ветеранская пиццерия помогает другим ветеранам. Леонид даже привлек для этого к сотрудничеству психолога.
Но только половина обслуживающего персонала — ветераны. Бородатые официанты вместе с молодыми официантками. «Так задумано», — объясняет мне владелец за чашкой кофе, сидя рядом с латинской надписью «Хочешь мира, готовься к войне». «Я хочу показать, что мы отличные ребята и можем хорошо работать. Я также не хочу, чтобы мы превращались в закрытую касту. Сюда может прийти кто угодно и посмотреть, как тут все устроено», — говорит Леонид, который после того, как сам успешно встал на ноги, преодолел еще и проблемы в браке.
Сегодня под его началом работает 160 человек, из которых половина — ветераны. Помимо пиццерии, под его брендом «Ветерано» работает 18 кафе, служба такси, охранное предприятие, а компания «Ветерано Энерджи» строит солнечные электростанции. Часть кафе и пиццерий — франшизы. «Я никогда не хотел владеть большим бизнесом, но каждый раз, когда ко мне обращались люди и говорили: „Я хочу открыть бизнес, хочу пользоваться вашим брендом и соблюдать ваши принципы", — я открывал франшизу. Все просто: никто ничего не должен, а если ты что-то заработаешь, то помоги остальным», — говорит Леонид. Часть прибыли поступает детям погибших солдат.
Тем, кто вернулся с войны, трудно в любой стране мира. Возвращаться к нормальной жизни без военной муштры трудно, а на Украине еще труднее, ведь до сих пор не создана государственная система поддержки ветеранов. Поэтому Леонид, который говорит о себе, что у него больше предпринимательского таланта, чем военного, призывает других ветеранов не погружаться в депрессию, а попробовать самим позаботиться о собственном будущем. «Попробуйте открыть собственный бизнес. Идите учиться тому, как это делается. Если у вас есть психологические проблемы, то обратитесь к специалистам и, главное, ходите к психологу. Говорите с другими ветеранами. Это помогает», — говорит Леонид и бежит руководить своим делом.