Этот показатель, безусловно, важен. Насколько мне известно, главная причина нашего падения — это уменьшение государственных расходов на научные разработки. Но дело здесь значительно глубже. Все страны можно разделить на две категории. В одних странах доминируют хорошие компании, а в других — плохие. Хорошие компании — это те, которые в основном зарабатывают на инновациях и хорошем менеджменте, на напряженной работе человеческого ресурса. Доказано, что такие компании значительно увеличивают свою капитализацию, поэтому они дорогие.
Другая группа стран, в которых доминируют плохие компании — там почти не занимаются инновациями, а просто зарабатывают деньги на бюджете, нефти, газе, коррупции, рейдерстве. Такие компании пытаются избежать уплаты налогов или вообще их не платят, не занимаются благотворительностью.
Поэтому на Украине инвестиции в коррупцию более прибыльные, более безопасные, чем инвестиции в инновации. Политика у нас — наиболее рентабельный бизнес. Вот именно это и является причиной того, что бизнес почти не инвестирует в инновации, а у государства все меньше средств.
Еще одна проблема — это наша форма организации науки, которая осталась архаичной, советской. У нас же существует Академия наук — абсолютное бессмысленное объединение, где наукой правят старцы. Средний возраст ученых там составляет 84 года. Как правило, никто не занимается наукой, деньги идут в основном на машины, секретарш, здания, отопление, а молодые люди разбегаются за границу и там уже занимаются наукой. Ни один политик не решается разрушить эту систему науки, а уже давно надо было ликвидировать многочисленные Академии, на которые тратятся десятки миллиардов гривен. Этот аппарат управления надо ликвидировать, Академические институты объединить с университетами. Кстати, число университетов у нас в три раза больше, чем в нормальных странах.
Это реформы, которыми мы не занимаемся вообще. Этот дом престарелых (Академия наук) никто не трогает, мы называем это наукой и удивляемся, почему на последних местах. А может это и хорошо, что дают меньше денег, потому что в руки молодым исследователям средства не попадают, все съедается на аппарат управления и вот этих «нимф академиков», большинство из которых малограмотные.