Закутанные с ног до головы люди толпятся на «границе» в надежде просочиться на подконтрольную сепаратистам территорию на востоке Украины. Одни хотят навестить друзей и знакомых, других сепаратисты заманили дешевыми лекарствами и медицинской помощью.
«Русские пытаются перекрыть Украине воздух. Они не только блокируют жизненно важные пути сообщения и порты Восточной Украины, но и берут население измором, отключая энергоснабжение. В итоге люди голодают и замерзают».
Демонстрируя окрестности портового города Мариуполя своим гостям и коллегам — датчанину Андерсу Самуэльсену и чеху Томашу Петршичеку — министр иностранных дел Украины Павел Климкин охотно прибегает к высокопарным метафорам. На этой неделе министры посетили Украину, чтобы выразить солидарность.
Но образные картины, которые рисует Климкин, совершенно излишни. Плачевное положение местных жителей само бросается в глаза. Мариуполь расположен вблизи буферной зоны между украинскими силами и сепаратистами, которых активно поддерживает Россия.
У так называемой «линии соприкосновения», которая отделяет Украину от территории, подконтрольной сепаратистам, столпились сотни людей. В основном это пожилые украинцы и больные люди, нуждающиеся в медицинской помощи. Они дожидаются на трескучем морозе, когда можно будет попасть к сепаратистам, которые при поддержке России завоевали обширные части Восточной Украины.
Они бы, может, предпочли сидеть дома. Но широкая буферная зона, в которой царит шаткий мир, разорвала семьи и разделила друзей. Короткие визиты им разрешаются. А вот в обратную сторону попасть гораздо сложнее. А еще сепаратистская пропаганда прельщает бесплатной медициной и первоклассными врачами. На Украине на них высокий спрос, хотя на бумаге медицина там тоже бесплатная.
«Но это лишь на бумаге. Болеть здесь весьма накладно, особенно если требуется серьезное лечение», — сообщает сотрудник ООН из «зоны соприкосновения».
24 моряка в российском плену
Огромный морской порт Мариуполя, который расположен поблизости от «границы» с сепаратистами, видел лучшие времена. Местные жители, обитающие в старых домах, живописно спускающихся к Азовскому морю, спасаются от холода, надевая на себя все, что есть под рукой.
Восточная Украина — на осадном положении. У побережья обосновались российские военные корабли, а засевшие в нескольких километрах к востоку сепаратисты контролируют энергоснабжение и поставки угля.
Очередь на ту сторону растет, люди прибывают каждую минуту — на глазах министров иностранных дел.
В порту стоит пара украинских военных кораблей. Одинокий ледокол разбивает лед, но судов в гавани немного. Сотни кранов замерли без дела — они простаивают уже много лет. Ледокол — чуть ли не единственный признак судоходства. Командир одного из военных кораблей рассказывает о российской агрессии в Азовском море. Незадолго до Рождества Россия арестовала 24 украинских моряков и до сих пор держит их в тюрьме.
Самуэльсен грозит последствиями
25 ноября русские заблокировали Керченский пролив, жизненно важную артерию. Буксир «Яны Капу» и два судна украинских ВМФ, катера «Бердянск» и «Никополь», выполняли задание в Черном море и шли обратно в Мариуполь, когда их задержали, а моряков арестовали.
Этим фактом Андерс Самуэльсен намерен убедить коллег в ЕС ужесточить санкции против России.
«Действия русских в Крыму и оккупация части Восточной Украины противоречат всем международным законам и правилам. Поэтому мы должны ввести против России новые санкции», — объясняет Самуэльсен.
Самуэльсен намерен связаться с коллегами из ЕС и провести ряд встреч уже в ближайшие недели. Он надеется убедить партнеров, что новые санкции необходимы, чтобы показать, что ЕС следит за ситуацией, и нарушение международного права чревато последствиями.
Его украинский коллега благодарен Дании за поддержку — что неудивительно. Этим зимним днем в Мариуполе чувствуется опасная близость России, а город и так подвергается регулярным артобстрелам и провокациям со стороны сепаратистов.
«Каждую неделю погибают два-три украинских солдата», — объясняет сотрудник агентства ООН по делам беженцев (УВБК ООН) Асель Армонова.
«Кроме того, многие умирают от болезней, которые не считаются смертельными. Средний возраст мужчин в Мариуполе — 60 лет. У женщин немного выше. Безусловно, свою роль играет пьянство. Но воздух загрязнен, а продуктов и лекарств не хватает. Это настоящие задворки Европы, все про них забыли и бросили их на произвол судьбы».