«Как расколдовать статистику». Статья под таким заголовком вышла в деловой газете «Ведомости» во вторник, на следующий день после публикации Росстатом данных по росту экономики страны. По информации организации, национальный ВВП вырос в 2018 году на рекордные 2,3%, что застало врасплох всех экономистов. Даже самые оптимистичные из них прогнозировали 1,8%. С тех пор эксперты говорят о «фейках» и «сказках», анализируя эти цифры, которые призваны поднять моральный дух населения.
Наиболее снисходительно настроенные аналитики отмечают «технические манипуляции», связанные с неожиданным включением в расчеты Росстата инвестиций в строительство гигантского завода по производству СПГ на Ямале.
Речь идет о проекте стоимостью в 27 миллиардов долларов, в котором принимает участие французская «Тоталь». Четырьмя днями ранее Министерство экономического развития, которое отныне курирует Росстат, подчеркнуло в пресс-релизе необходимость слияния в статистике инвестиционного и строительного проекта на Ямале. В результате получился значительный прирост показателей строительного сектора (+4,7%). Рост финансовой отрасли (+6,3%) в свою очередь связан с повышением процентных ставок и неорганизованным умножением числа банковских кредитов. Этот показатель тоже подчеркивался, несмотря на возникающий риск финансового пузыря.
«Мы все были удивлены этими цифрами, — говорит главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова. — Мы знали, что строительство Крымского моста и стадионов для Чемпионата мира окажет положительное воздействие, но не думали о Ямале». «Росстат был вынужден работать в спешке и включил весь проект в графу "строительство", однако в будущем они, возможно, поместят это в графу "транспорт". В конце концов, речь идет о технических вопросах», — добавляет она.
Нынешние цифры были опубликованы всего через полтора месяца после назначения главой Росстата Павла Малкова, который в прошлом отвечал в министерстве за «государственное регулирование».
Возвращение приписок
Его предшественника Александра Суринова обвиняли в том, что он выдает слишком мрачную статистику. «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», — пошутил он на пресс-конференции несколько лет назад.
«В советское время это называли приписками, и сегодня Росстат идет по тому же пути, — говорит Андрей Мовчан, директор программы "Экономическая политика" Московского Центра Карнеги. — Система становится все более бюрократической, и ведомство выдает статистику, которую от него ждут, а не ту, которая соответствует действительности». По его словам, с особой осторожностью сейчас следует относиться к данным по инфляции и покупательной способности. Кроме того, тенденция может только обостриться после того, как Владимир Путин поставил перед Россией задачу стать пятой экономикой мира со структурным ростом более 4%. Все это вынуждает российских статистиков проявлять чудеса находчивости.