Верховная рада внесла изменения в Конституцию, закрепив стратегический курс Украины на членство в Евросоюзе и НАТО. За соответствующее решение в четверг проголосовали все фракции, кроме бывших регионалов из «Оппозиционного блока» и нескольких внефракционных. Несмотря на позитивное голосование, во время обсуждения изменений к Основному закону в зале звучало много критики. Почти все выступающие из разных фракций и групп отмечали, что они за евроатлантическую интеграцию Украины и обязательно проголосуют за предложенные президентом изменения, однако подчеркивали, что это делается Петром Порошенко непосредственно перед президентскими выборами ради пиара. Кстати, буквально через несколько часов станет известно, что Центральная избирательная комиссия официально зарегистрировала действующего главу государства кандидатом в президенты.
Безусловно, это позитивный для нашей страны шаг, как и в случае с получением томоса и созданием единой Православной церкви Украины. Но нужно также понимать, что нынешний президент будет использовать этот вопрос и в политических целях ради собственного переизбрания. «Сегодня исторический день, — заявил во время выступления в парламенте Петр Порошенко. — В настоящее время мы должны решительно двигаться вперед, дорогой к членству в ЕС и НАТО. Большой друг Украины и большой мой друг Йенс Столтенберг на этой неделе заявил о том, что двери НАТО открыты для любой страны, которая способна реформировать страну и обеспечить выполнение целей Вашингтонского договора. Это об Украине. Пять последних лет мы именно этим и занимаемся».
А еще президент вспомнил: «9-10 лет тому назад в этом зале звучали призывы к многовекторности, слышались безответственные призывы к внеблоковости. Хочу всем напомнить, в 2014 году в феврале агрессия России началась тогда, когда Россия напала на Украину, которая имела внеблоковый статус. И ни от чего это не спасло».
Здесь важно расставить акценты. Когда и какие шансы имела Украина на пути к НАТО и как мы оказались во внеблоковом статусе. Еще до 2000 года у Украины было достаточно последовательное и содержательное сотрудничество с альянсом. Вспомним, что наша страна с 1994 года принимала участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ), потом была «Хартия об особом партнерстве Украина — НАТО 1997 года», действовал Комитет Украина — НАТО (КУН), также проходило много разных встреч и рабочих контактов. Формировалась атмосфера доверия между Украиной и НАТО. Главой государственной комиссии по сотрудничеству с НАТО в декабре 1999 года был назначен секретарь СНБО Евгений Марчук. Дальше состоялась кардинальная интенсификация от простого сотрудничества до узаконивания курса на вступление Украины в будущем в НАТО.
О намерении Украины присоединиться к Североатлантическому альянсу впервые на официальном уровне было заявлено 23 мая 2002 года на заседании СНБО. Уже в октябре 2002 года в Верховной раде состоялись парламентские слушания относительно НАТО. В результате больших дискуссий было принято решение: «Определяющим фактором успешного продвижения Украины этим курсом является подготовка Украины к членству в НАТО…». Намерения Украины относительно интеграции в структуры Североатлантического альянса подтвердил закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года, который был принят конституционным большинством. Проголосовала тогда даже фракция Партии регионов. В статье 8 Основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности было провозглашено, что во внешнеполитической сфере Украина осуществляет активную международную политику с целью «…обретения членства в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами СНГ, а также другими государствами мира».
Создавал основу, представлял, докладывал и отвечал на вопросы на всех этапах этого процесса Евгений Марчук. До лета 2003 года уже была создана вся необходимая правовая база для реализации этого курса. Но и это еще не все. Более конкретно намерения Украины относительно присоединения к НАТО были изложены в новой редакции «Военной доктрины Украины», которая была одобрена СНБО. Потом она вступила в силу указом президента 15 июня 2004 года. Серьезная настроенность Украины на членство в альянсе изменило отношение самой НАТО к нашей стране. На Пражском саммите организации было введен новый, высший режим отношений Украины с НАТО — «План действий».
Ответ Кремля не замедлил себя ждать. Уже летом 2004 года — после Стамбульского саммита НАТО — Леонид Кучма делает разворот на 180 градусов от альянса. Когда стало понятно, что Украина очень близка к подписанию ПДЧ (Плану действий по членству в НАТО), и именно в это время Леонид Кучма на один-два дня вместе с Владимиром Путиным исчезли из поля зрения прессы где-то на Азовском море. Вернувшись, Кучма дает команду немедленно исключить из военной доктрины упомянутую формулу о сотрудничестве с НАТО… Дальше, придя к власти в 2010 году, команда Виктора Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого закона «Об основах национальной безопасности Украины». Тогда было прописано, что Украина является внеблоковым государством, о чем вспомнил Петр Порошенко.
Также cледует вспомнить историю о Бухарестском саммите 2008 года, когда немецкий канцлер Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози заблокировали предоставление Украине и Грузии ПДЧ. И, как результат, в августе того же года Россия напала на Грузию и незаконно оккупировала 20 процентов территории этой страны. А в 2014-м Москва, очевидно, понимая, что НАТО не будет реагировать, как и в случае с Грузией, незаконно аннексировала Крым и часть Донбасса и до сих пор продолжает агрессию на востоке Украины. Так же следует отметить, если бы в свое время второй президент Кучма не игрался с внешним курсом, как и Виктор Янукович, вряд ли Россия решилась бы на открытую агрессию. Украина имела бы совсем другой статус и отношения с альянсом.
Сегодня власть исправила старые ошибки. Но страна уже находится совсем в других — сложных условиях, когда часть нашей территории оккупирована и идет война России против Украины. Поэтому на фоне эйфории после позитивного голосования в парламенте, возникает абсолютно логический вопрос — что изменится для нашей страны в практическом плане, ведь отсутствие таких изменений в конституции не мешали нынешней власти в последние пять лет активнее внедрять стандарты ЕС и НАТО? Это же не только геополитический, но и ценностный выбор, который означает — безопасность, верховенство права, социальные стандарты, защиту прав и свобод граждан, неотвратимость наказания.
Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, председатель комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Анна Гопко и народный депутат Виктория Пташник обнародовали короткое видео, в котором рассказали, что означают внесенные в конституцию изменения: «Обязывают активизировать работу по выполнению годовой национальной программы под эгидой комиссии Украина-НАТО. Актуальной остается реформа службы безопасности Украины, службы внешней разведки и закупок, отвечающих стандартам НАТО. А также законы, которые защитят наш язык и информационно культурный пространство. А еще внедрение эффективной антимонопольной политики, либерализация экономики, защита собственности, государственный рыночный надзор за лучшими европейскими стандартами и дальнейшая имплементация Соглашения об ассоциации с Евросоюзом».
«Большой психологический эффект, — пишет у себя в ФБ главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. — Редкий случай похвалить и поддержать наших депутатов! «День» уже 22 года газета евроатлантистов, и мы всегда упорно отстаивали этот курс, (который, кстати, проложил Евгений Марчук) несмотря на изменчивую политическую конъюнктуру. Наше общество, которое вели «политические сусанины», проходило этот путь по «трясине» и с большими потерями, но все же возвращается к надежным ориентирам… Несмотря на достаточно большое количество кандидатов в президенты, парламент проголосовал за инициативу действующего президента — конкурента многих. Хороший прецедент! А теперь к главному — качественному, не декларативному, выполнению заявленного курса. Выбирать не меньшее из зол, — а лучшее из неплохих. Это была бы именно та конкуренция, которая нам давно нужна».
«Фиксация курса конституционным большинством должна снять определенную обеспокоенность на Западе»
Владимир Хандогий, дипломат, чрезвычайный и полномочный посол Украины в Объединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии:
— Суверенное право страны записывать в конституцию все, что она хочет. Поэтому принятое решение о конституционных изменениях относительно курса Украины в ЕС и НАТО вполне правомерно. Другое дело, что если взять курс на НАТО, то среди критериев вступления в альянс нет требований, соответствующих изменений к конституции государства.
Если говорить о вступлении в ЕС, то оно требует определенных внутренних решений от страны, которые направлены на то, что частично будет ограничен суверенитет государства — члена ЕС в некоторых вопросах. Такие изменения во внутреннем законодательстве потом позволяют жить этой стране согласно общим правом ЕС. Что касается НАТО, то там существует важный критерий — поддержка обществом стремления членства в альянсе. Принятый закон на самом деле является мощным толчком для консолидации общества. 334 голоса в парламенте — это весомый аргумент. К тому же этот аргумент важен как для самих украинцев, так и для наших западных партнеров. И это в определенной степени предохранитель от возможных изменений этого курса в будущем.
Все мы знаем, что Украина длительное время колебалась в своем курсе, выбирала позицию внеблоковости. В итоге в 2008-м такая позиция стала одним из факторов непредоставления Украине ПДЧ. Не помогли даже подписанные письма тремя представителями власти. Все равно Запад не верил в то, что украинцы окончательно определились относительно евроатлантического курса. Фиксация же такого курса конституционным большинством должна в определенной степени снять подобную обеспокоенность на Западе.
Таким образом, Верховная рада сделала очень важный шаг в плане дипломатическо-психологического приема. Но кроме этого существует огромный список в повестке дня того, что нужно сделать еще. Это касается продолжения качественных реформ по соответствию стандартам альянса, согласование позиции Украины по большинству вопросов, стоящих перед ЕС, и тому подобное.