Из-за слабой экономики едва ли Россия может себе позволить гонку вооружений с Западом. Но она все равно продолжает вкладывать большую часть своих ресурсов в военную сферу. Так утверждают шведские эксперты после расторжения важного договора о ядерных вооружениях между Россией и США.
Отношения между США и Россией вновь ухудшились после выхода обеих стран из Договора о РСМД, запрещающего наземные ракеты средней дальности.
Неделю назад США вышли из 30-летнего договора, поскольку они считают, что Россия на практике нарушает его, имея у себя в распоряжении ракеты средней дальности. Россия, которая это отрицает, вышла из договора вслед за американцами.
Этот договор имел очень большое значение, так как способствовал снижению количества ядерного оружия в мире. Но через полгода он перестанет действовать, и это вызывает опасения в связи с возможным началом интенсивной гонки вооружений.
Тревога по этому поводу усилилась еще больше, когда министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что Россия в ближайшие два года будет разрабатывать новые наземные ракетные системы.
Во-первых, речь идет о дальнейшем развитии размещаемых на кораблях ракет «Калибр», а во-вторых — о ракете, которая с территории Западной России сможет на сверхзвуковой скорости добраться до самых дальних точек Европы. Оба вида ракет были бы запрещены Договором о РСМД.
Но также Россия сообщила, что не собирается размещать новые ракетные системы в Европе, если только этого не сделают США.
Возникает вопрос, справится ли на самом деле шаткая российская экономика с гонкой вооружений. Об этом предостерегал и бывший руководитель Центрального банка России.
«Трудно все это толковать иначе, чем наращивание вооружений. Но ясно и то, что россияне по экономическим причинам не хотят гонки вооружений с США. Потому что в этой борьбе они проиграют», — говорит Фредрик Вестерлунд (Fredrik Westerlund), эксперт по российской обороне из Института тотальной обороны.
Но он подчеркивает, что есть и политические причины, которые говорят против того, что Россия начнет гонку вооружений. Они восходят к тем временам, когда в 1980-е годы президент США Рональд Рейган вкладывал большие средства в военную сферу, тем самым оказывая давление на Советский Союз.
«Все россияне хорошо осознают, что именно гонка вооружений между США и Советским Союзом потопила СССР. Поэтому с точки зрения внутренней политики начало новой гонки будет очень деликатным вопросом», — говорит Фредрик Вестерлунд.
И все-таки экономика тоже очень много значит. Россия в последние годы много средств вложила в обновление своих вооружений, и, хотя количество отчисляемых денег больше не растет, страна по-прежнему остается на высоком уровне. В последние годы Россия выделяла примерно 5% бюджета страны на военную сферу.
Для сравнения, США отчисляют примерно 3%, а Китай — меньше 2%.
Важно также учитывать, что и у США, и у Китая экономики значительно крупнее, чем у России. Если посмотреть, сколько страны на практике тратят на военную сферу, окажется, что США выделяют в десять раз больше, чем Россия, а Китай — в четыре раза больше.
Кроме того, Китай особенно быстро увеличивает отчисления военным.
Такого рода сравнения сейчас трудно проводить. Российские танки и истребители, например, гораздо дешевле, чем американские. Российское руководство просто-напросто получает больше военной мощи за свои деньги.
«Тем не менее цифры показывают, насколько велика политическая воля тратить ресурсы страны на военную область», — говорит Сусанне Оксеншерна (Susanne Oxenstierna), эксперт по российской экономике из Института тотальной обороны.
Также нужно учитывать, что Россия — большая ядерная держава. Ядерное оружие — способ обозначить свою силу, не в последнюю очередь в ситуации, когда доверие к руководству страны низкое, а экономика плохая.
У России с ее 142 миллионами жителей объем экономики сравним со скандинавскими странами, где живут всего 27 миллионов человек.
«Россия хочет быть мировой державой, а единственное средство в ее распоряжении сейчас — ядерное оружие. Поэтому она будет вкладывать в него столько, сколько необходимо, чтобы сохранить это положение», — говорит Сусанне Оксеншерна.