Перед тем, как перейти к их изложению, прокомментируем последние события: так называемая Международная контактная группа, созданная Мексикой и Уругваем для межвенесуэльского диалога, вряд ли чего добьется. Как недавно мне сказал Гуайдо в ходе недавнего интервью, он не намерен вступать в еще один «фальшивый диалог» с Мадуро. По крайней мере четыре раза за последние года Мадуро использовал диалог с оппозицией, чтобы затянуть время, а затем бросить за решетку своих политических противников, как только внимание мировой общественности переключалось на другие проблемы.
На этот раз Мадуро придется уйти до того, как переходное правительство созовет свободные выборы, сказал мне Гуайдо. Кроме того, Мексика и Уругвай не являются «нейтральными странами». Они все еще признают Мадуро президентом Венесуэлы. С другой стороны, Германия, Франция, Великобритания, Испания, Австралия, Канада, Бразилия, Аргентина и большинство других западных демократий признают правительство Гуайдо.
Итак, перейдем к рассмотрению трех вероятных сценариев:
Первый сценарий: Мадуро вынужден разрешить проведение свободных выборов в присутствии заслуживающих доверия международных наблюдателей. Ввиду торгового эмбарго, которое делает невозможным экспорт венесуэльской нефти (главный источник доходов режима Мадуро), и нарастающие уличные протесты венесуэльцев, требующих вернуть в страну грузовики с международной гуманитарной помощью, скопившиеся на границе военные заставляют Мадуро согласиться на проведение свободных выборов.
Подобно тому, как это произошло в Никарагуа перед выборами 1990 года и на Филиппинах в 80-е годы прошлого века, Мадуро выторговывает приемлемые условия для себя и своих генералов. Затем Мадуро проигрывает выборы и уезжает на Кубу, где начинает новую жизнь в качестве ведущего телешоу на канале «Телесур», в ходе которого играет на барабане, поет, пляшет и проклинает американский империализм. По моему мнению, вероятность осуществления такого сценария равна 50%.
Второй сценарий: Мадуро остается у власти бесконечно долго.
Венесуэльскому диктатору удается удержаться у власти при помощи России и Китая. Подобно тому, как это произошло на Кубе, гуманитарный кризис в Венесуэле нарастает, и миллионы граждан бегут из страны. Таким образом, Мадуро должен будет обеспечить продовольствием меньшее количество людей, основную массу которых будут составлять обедневшие госслужащие. Их будет легче контролировать при помощи продовольственных пайков, распределяемых правительством.
Третий сценарий: военное вторжение США или многонациональных сил.
Подобно тому, как это произошло в Панаме в конце 80-е годов прошлого века, американский суд выносит обвинение Мадуро и его генералам по статье «наркоторговля», что приводит к военному вторжению со стороны США. Или, как произошло на карибском острове Гренада в 80-е годы прошлого века, США осуществляют вторжение в Венесуэлу под предлогом того, что Кубу и Россия якобы оккупировали эту страну. Но если армия Панамы насчитывала 21 тысячу военнослужащих, а Гранады — около двух тысяч, то, согласно данным Международного института стратегических исследований в Великобритании, численность Вооруженных Сил Венесуэлы достигает 351 тысячи человек. согласно оценкам некоторых аналитиков, в результате вторжения в Венесуэлу США потеряют более 100 тысяч своих военнослужащих.
Возможно, последуют просьбы об отправке панамериканских сил или контингента ООН, как это произошло в Доминиканской республике в 1965 году или в Боснии в 1992. Но большинство латиноамериканских стран не захотят участвовать в этой операции, а Россия и Китай наложат вето на любую резолюцию Совбеза ООН, санкционирующую интервенцию в Венесуэлу. Вероятность осуществления такого сценария равна 20%.
Итак, нынешняя нарастающая волна международных дипломатических и экономических санкций предоставляет наилучшую — и, возможно, наиболее реальную — возможность заставить незаконный режим Мадуро отречься от власти. Если давление будет нарастать, то Мадуро может уйти.