«„Северный поток — 2" — это не бизнес-проект. Это энергетическое оружие». Именно такую оценку дал министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич (Edgars Rinkevics), когда я задала ему вопрос о мегапроекте по строительству нового газопровода, который спровоцировал острый конфликт между Брюсселем и его традиционной любимицей — канцлером Германии Ангелой Меркель. Ринкевич дал интервью на полях Мюнхенской конференции по безопасности, на которой союзники Германии неоднократно выражали свое негодование по поводу ее стремления защитить «Северный поток — 2».
Новый газопровод позволит удвоить количество природного газа, экспортируемого напрямую в Германию, минуя территорию Украины, Польши и других транзитных стран. В своем выступлении на конференции Меркель уделила особое внимание аргументам в защиту «Северного потока — 2» и отвергла идею о том, что Москва может использовать этот газопровод в качестве оружия. В конце концов, сказала она, то, каким именно путем российский газ попадает в Европу, едва ли имеет значение — газ есть газ. Если бы Меркель была честнее, она сказала бы: «К черту последствия! Когда необходимо обеспечивать крупную промышленность, дешевый газ — это хороший газ».
«Газпром», российский энергетический гигант, пообещал, что продаваемый им газ будет действительно дешевым. В исследовании, которое было проведено в 2017 году по его заказу консалтинговой компанией Ewi, говорится, что после запуска нового газопровода цены на газ могут снизиться на 32% по сравнению со сценарием, в котором нет этого газопровода, что позволит Евросоюзу сэкономить 24,4 миллиарда евро. Разумеется, больше всего выгоды извлечет Германия — наряду с несколькими другими западноевропейскими странами, чьи крупные компании принимают участие в реализации этого проекта.
Оппозицию возглавляет Украина, которая ежегодно получает 2 миллиарда евро от транзита российского газа, поставляемого в Европу через ее территорию. Германия пообещала заставить Россию взять на себя обязательство не уменьшать объемы газа, проходящего через Украину, однако это никого не успокоило. Между тем, хотя Германия не заявляет об этом публично, в частных беседах ее представители жалуются, что немецкие потребители газа вынуждены платить за газ с учетом транзитных сборов, а затем в случае возникновения такой необходимости продавать этот газ Украине без учета пошлин.
Против «Северного потока — 2» активно выступают и другие страны Восточной Европы, от Прибалтики до Болгарии. США тоже резко критикуют этот проект и даже угрожают ввести санкции против тех немецких компаний, которые принимают участие в его реализации. США заявляют, что этот газопровод превращает позицию Запада в отношении России в фарс и составляет конкуренцию американскому экспорту СПГ.
В определенный момент Брюссель решительно выступил против Германии, и Франция последовала его примеру. «Северный поток — 2», говорится в документе, подготовленном в 2017 году Центром европейской политической стратегии (European Political Strategy Centre), является «очевидным примером того, чего Энергетический союз призван избегать».
Действительно, когда-то Европейское объединение угля и стали было создано именно для того, чтобы обеспечить энергетическую независимость европейских стран и таким образом избежать войны.
Энергетический союз представляет собой план Евросоюза по созданию единого энергетического рынка, и он успешно способствовал объединению разрозненных газовых сетей в этом регионе. Это позволило увеличить производительность и гибкость по всему континенту, уменьшив потребности в хранении и замедлив рост объемов газового импорта в большей степени, нежели эксперты прогнозировали 10 лет назад.
Меркель утверждает, что нет никакого смысла пытаться разорвать экономические связи с Москвой, потому что ее экспорт формирует взаимозависимость. В Мюнхене Меркель напомнила, что Россия поставляла энергоресурсы в Европу на протяжении всей холодной войны. Однако она забыла упомянуть о том, как в 2009 году спор между Украиной и Россией оставил множество европейцев без отопления посреди зимы.
«Северный поток — 2» усугубит эту проблему. Несмотря на постепенно растущие потребности в иностранном газе, импортного потенциала Европы сейчас более чем достаточно для того, чтобы обеспечивать их в обозримом будущем. («Северный поток — 1» сегодня используется не на полную мощность.) Новый газопровод лишь позволит сконцентрировать поставки на одном маршруте, что в свою очередь даст «Газпрому» возможность наводнить рынок Евросоюза и оказывать давление на некоторых противников России. Кроме того, этот проект никак не способствует конкуренции между различными российскими поставщиками, потому что единственным владельцем является «Газпром». Неудивительно, что «Роснефть» и «Новатэк» не питают к этому особого интереса.
Обещания «Газпрома» относительно экономии средств тоже необходимо рассматривать скептически. Даже с учетом того, что за подготовку доклада заплатили владельцы проекта «Северный поток — 2», эксперты Ewi признали, что цена на поставляемый газ может уменьшиться всего на 4%. Кроме того, российское правительство неоднократно демонстрировало, что оно в гораздо большей степени заинтересовано в подрыве западных демократий, нежели в сохранении стабильных экономических отношений в интересах своего народа. Что еще нужно для того, чтобы усомниться в обещаниях «Газпрома»? Уменьшение цены на газ на 32%, которое «Газпром» обещает Германии, вряд ли материализуется, особенно после того, как Москва настроит свою новую геополитическую игрушку на достижение ее стратегических целей.
Этот проект непосредственным образом препятствует реализации геополитических задач Запада на Украине, чью экономику мы уже поддерживаем, тратя на это миллиарды евро, и чьи газопроводы можно модернизировать с гораздо меньшими финансовыми затратами. Довольно трудно объяснить, зачем именно Европе нужно сотрудничать с Россией в реализации 9,5-миллиардного инфраструктурного проекта, если она ввела санкции против России в связи с ее военной агрессией на Украине и дерзкой атакой в Солсбери. Коротко говоря, Брюссель и США не просто объединились в своем стремлении помешать реализации этого проекта. На самом деле их позиция вполне оправдана.
Проблема заключается в том, что у Евросоюза на самом деле нет права заблокировать этот проект. В его законах есть одна огромная дыра: они не охватывают офшорные проекты, то есть решение в этом случае принимает только Берлин. Разумеется, Брюссель предпринимает очередную попытку расширить свою власть, которую Германия постарается блокировать. Однако законы Евросоюза все равно не будут иметь обратную силу.
В субботу, 16 февраля, Меркель целый час рассказывала мировым лидерам о необходимости работать сообща, защищать идею «многосторонности» и принимать решения коллективно, возможно, даже жертвуя национальными интересами ради всеобщего блага. Однако она также ясно дала понять, что она и впредь будет поддерживать создание нового энергетического оружия России. Это вполне объяснимо, но ей следует честно признать, что, когда доходит до дела, ее лозунг — не «Европа в первую очередь», а «Германия в первую очередь».