«Ничего против русских не имею, но учиться с ними под одной крышей — это исключено». Именно такой посыл кроется за шумихой, поднятой вокруг госгимназии Кохтла-Ярве. Объединение под одной крышей говорящих на разных языках школьников как только не называли, в том числе уничтожением эстонскости и «иудиными сребрениками».
Критики, самой громогласной из которых является председатель Партии реформ Кая Каллас, хотят совершенно противоположных вещей. С одной стороны — дать эстонцам возможность существовать в Кохтла-Ярве отдельно от русских. С другой стороны, в Партии реформ хотят, чтобы сами русские, без участия эстонцев, стали как можно более похожими на коренных жителей.
Помните шоковую рекламу Eesti 200 на трамвайной остановке — «здесь только эстонцы, а здесь — только русские»? А сейчас мы столкнулись не с шоковой рекламой, а с нынешними реалиями.
Вот и получили cвою единую систему
Некоторые политики вот уже который год неустанно повторяют: «В Эстонии должная быть одна система школьного образования, единая система!». Но когда эстонцам предлагают учиться под одной крышей с русскими, то для таких политиков это чуть ли не равнозначно соседству с прокаженными.
Поразительно наблюдать, как распространяются заведомо ложные утверждения: «Гимназическое образование на эстонском в Кохтла-Ярве прекратят, исчезнет, ликвидируют…». Конечно, я не сомневалась, что накануне выборов «русская карта» все-таки будет разыграна. Огорчает другое — к сеянию паники присоединились «Постимеэс» и Национальное телерадиовещание ERR.
На самом деле предложенное решение — подходящий компромисс в ситуации, когда демография в Кохтла-Ярве, мягко говоря, оставляет желать лучшего. У эстонской молодежи никто ничего не отбирает. Просто под одной крышей будет реализовано обучение полностью на эстонском языке и обучение по системе 60 на 40. Кого-то беспокоит, что на переменах и т.д. будет доминировать русский язык.
Но речь идет о Кохтла-Ярве, где 85% жителей русскоязычные. Что же, вы хотите, чтобы русская молодежь не общалась между собой на родном языке? А ведь ей родной язык ничуть не менее дорог, чем эстонцам эстонский.
Как научиться эстонскости без эстонцев?
Я думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что недостаточно только требовать от русских выучить эстонский язык и сохранять эстонскую культуру в Ида-Вирумаа. Для этого необходимо самое непосредственное участие самих эстонцев в этом процессе и постоянная коммуникация. Позиция «моя хата с краю» уж точно не поможет сближению общин.
А если эстонцы и русские будут учиться в одной школе, то у русской молодежи будет хоть какой-то контакт со своими эстонскими сверстниками. Может быть, в ходе такого общения кто-то из русских школьников узнает, кто такой Отт Лепланд.
Да, нужно учитывать, что эстонской молодежи в Кохтла-Ярве совсем немного. В прошлом году, например, эстонскую школу закончило 16 ребят, причем некоторые из них были с русскими именами-фамилиями.
Так чего же добиваются все эти критиканы? Может они хотят, чтобы эстонцы и русские учились на эстонском языке, но в разных школах под лозунгом «Равные, но разделенные»? Знаете, откуда родом этот лозунг? Из США 1950-60-х годов, когда существовали отдельные места в автобусах и уборные для белых и темнокожих. Это называется — апартеид. Сегодня этого явления стыдятся и мне жаль, что лидеры общественного мнения решили переиначить значение этого слова. На рынке труда мы уживаемся в рамках одного коллектива, а в школе, по их мнению, не сможем. И, как это не прискорбно звучит, но это противопоставление продолжает нагнетаться.
«Ничего против русских не имею, но было бы хорошо, если бы они были где-то в другом измерении. Не в наших избирательных списках. Не в нашем подъезде. Не в одной школе с нами».
Вы уверены, что именно такую Эстонию вы хотели?