За иллюминатором вертолета простирается бескрайняя ледяная тундра, которая усеяна чем-то вроде синеватых трещин. Все напоминает мрамор. Сложно представить, что под слоем зимнего снега скрываются озера, реки и болота с травой и кустами. Напуганное шумом двигателей стадо в несколько сот северных оленей бросается врассыпную. Затем вертолет пролетает над лагерем ненецких оленеводов, которые издавна живут на полуострове Ямал, в 600 километрах к северу от Полярного круга, на побережье Карского моря. Мы видим только два чума и нечто похожее на деревянный загон. Время здесь словно остановилось. Многие поколения ненцев живут здесь так же, как и всегда. Холод, нехватка еды и древесины и даже всколыхнувшие Россию политические преобразования не заставили их отказаться от кочевой жизни и этой негостеприимной земли.
После нескольких минут полета тяжелый Ми-8 сворачивает влево, и нашим взглядам предстает огромный комплекс по производству сжиженного газа Ямал СПГ. Этот проект колоссальных масштабов был реализован в экстремальных природных и географических условиях консорциумом российской «Новатэк», китайской «Си-Эн-Пи-Си» и французской «Тоталь». Этот гигантский промышленный центр на берегу Оби, которая покрыта льдом на протяжении восьми месяцев в году, находится вдали от городов и инфраструктуры, сверкает и искрится в тусклом свете дня.
Сталь и бетон
Этот угловатый островок стали, бетона, газопроводов и света расположился прямо на вечной мерзлоте. Все вокруг выверенное, геометрическое и утилитарное. Идущие перпендикулярно порту три линии по сжижению мощностью по 5,5 миллиона тонн круглосуточно перерабатывают газ, который добывается на сотне действующих в настоящий момент скважин. Чуть дальше хранилища, электростанция и промышленные строения граничат с залитыми светом стройплощадками. Недавно здесь был открыт третий блок (с опережением графика и в рамках бюджета), и сейчас ведется строительство четвертой производственной линии. По 155 километрам дорог комплекса снуют десятки единиц грузовиков и техники, которая в частности занимается уборкой снега. Движение не останавливается ни на минуту. Чуть дальше вырисовываются геометрические формы столовых и жилых помещений, посреди которых оказалась деревянная православная церковь.
Ничто не оставлено на волю случая. Здесь законы диктует газ с гигантского Южно-Тамбейского месторождения, золото всего полуострова.
На Ямале, «краю света» на ненецком языке, во главе угла стоит СПГ. Это более дешевый в производстве и экологически чистый энергоноситель, чем нефть, который к тому же более прост в транспортировке. Спрос на него на мировом рынке активно растет, в первую очередь в Азии. Акционерами Ямал СПГ выступают вторая по значимости российская газовая компания «Новатэк», (50,1%), «Тоталь» (20%), Китайская национальная нефтегазовая корпорация (20%) и китайский Фонд Шелкового пути (9,9%). В настоящий момент производственные возможности комплекса составляют 450 000 эквивалента барреля нефти (эбн) в день или 16,5 миллиона тонн СПГ в год, 54% продаж которого приходится на Азию, а 46% — на Европу. Хороший источник дохода, если учесть, что резервы Южно-Тамбейского месторождения составляют порядка 4,6 миллиарда эбн, и что в регионе сейчас рассматриваются другие проекты добычи.
Открытие Северного морского пути
Ситуация в российской Арктике меняется, а постепенное открытие Северного морского пути (он позволяет судам сэкономить до 15 дней по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал) меняет международные торговые пути. Хотя судоходство по Северному морскому пути вдоль арктического побережья Сибири все еще возможно на протяжении всего нескольких месяцев в году, он становится все более доступным в условиях потепления климата и развития кораблестроительных технологий. Так, то, что выглядит сверху как большая дорога, оказывается пробитым каналом в черных и замерзших водах Оби. Новый порт может одновременно принимать сухогрузы и приспособленные к арктическим условиям буксиры, а также 15 предназначенных для перевозки СПГ танкеров-ледоколов типа ARC 7, который были зафрахтованы предприятием. Каждое из этих судов обладает вместимостью в 170 000 кубометров и стоит 300 миллионов евро. Они стали революцией в морских перевозках СПГ.
Они способны прокладывать себе путь через льды толщиной до 2,1 метра, соответствуют всем экологическим стандартам и оснащены силовой установкой, которая позволяет им совершить поворот на 360 градусов. В 2018 году в порту побывали 110 метановозов, 30 танкеров для газового конденсата и десятки торговых судов. В 2019 году этот поток, вероятно, удвоится, поскольку завод теперь работает на полную мощность. Как бы то ни было, это, судя по всему, только начало. Новатэк заявил о форсировании с Росатомом совместного предприятия для создания четырех работающих на СПГ ледоколов, которые должны помочь в реализации проектов Новатэка на Северном морском пути и поспособствовать развитию товаропотока в регионе.
Самолет, который был специально арендован для ротации персонала и осуществления части снабжения, приземлился в международном аэропорту Сабетта. Тот был открыт в 2015 году и может похвастаться взлетно-посадочной полосой длиной в 2,6 километра и шириной в 47 метров. Он может принимать лайнеры средней величины, такие как Airbus A320. У ожидающих свой багаж людей непроницаемые лица. Большинство еще до конца не проснулись после раннего трехчасового перелета из Москвы. Чтобы убить время, большинство смотрят футбольный матч испанской лиги, который транслируют по установленному в зале экрану. Другие звонят или пишут сообщения близким, которых они в большинстве случаев увидят только через месяц. «Здесь график составляет обычно месяц работы на месяц отдыха, а число российских и иностранных сотрудников достигает 15 000 человек, — рассказывает Кристоф Тома (Christophe Thomas), ответственный за операции Ямал СПГ представитель "Тоталь". — Такая система связана с тяжелыми климатическими условиями, как зимой, так и летом, а также изоляцией. Безопасность персонала и объекта всегда находится в центре внимания. Каждый должен работать на максимуме возможностей».
Мороз
За пределами привычного
«Строительство порта, а затем и международного аэропорта Сабетта с 2011 года стало первым шагом в разрыве изоляции полуострова Ямал, куда раньше не было морского или наземного пути, — рассказывает Кристоф Тома. — Каждый год около 150 000 пассажиров, сотрудников или субподрядчиков Ямал СПГ, прибывают сюда прямыми рейсами из Москвы, Самары и даже Пекина. Всего здесь побывали уже более миллиона человек». Все, абсолютно все в этом проекте, который обошелся в 23,7 миллиарда евро, выходит за пределы привычных норм. Официально запущенное в 2013 году строительство началось не лучшим образом и в полной мере испытало на себе последствия американских санкций после украинского кризиса и вмешательства в Крыму: Использование доллара было запрещено для финансирования этих объектов. В условиях невозможности классического финансирования через западные банки акционеры Ямал СПГ были вынуждены составить план в евро, юанях и рублях с гарантиями от европейских кредитных агентств, российских фондов и китайских и российских банков.
Более 33 000 человек
Фаза строительства вовлекла в себя более 33 000 человек, которые были размещены в нескольких специально построенных для этого лагерях. Когда Обь была свободна ото льда, с середины июня по середину октября, сюда были один за другим доставлены 142 сборных модуля комплекса весом от 200 до 8 000 тонн (их перевозили по морю с азиатских заводов), а также 17,5 миллиона тонн песка, щебня, цемента, бетонных блоков, стали, оборудования и т.д.
«Когда я первый раз приехал сюда в 2014 году, здесь почти ничего не было, — рассказывает Кристоф Тома. — Только тундра и ненцы с оленями. Потом мы построили тут целый город с ротациями самолетов и производственными блоками с учетом геологических особенностей вечной мерзлоты. Здесь почва постоянно скованна льдом до разной глубины, которая может достигать более 400 метров. Работа настоящих первопроходцев. Несмотря на экстремальную температуру (минимум —57 °C, максимум +32 °C), мороз и бесконечную ночь, мы все же добились успеха. Каждый день здесь был равнозначен подвигу».
Северный лис, как призрак, на мгновение появляется перед глазами, а затем исчезает в странной оранжевой и мерцающей ночи, которая окружает завод. Рафик, один из рабочих, которые занимаются обслуживанием термосифонов (их задача — обеспечить стабильность вечной мерзлоты), молча смотрит, как тот скрывается за бетонными опорами. Этот одетый в валенки и толстый комбинезон татарин из Башкирии, который вот уже четыре года занимается здесь сваркой, привык к появлению этих животных: они без конца снуют между установками и бараками в поисках еды. «Им здесь комфортнее, чем нам», — улыбается он. На Ямале, где встречаются два мира, мир ненцев и мир газовиков, минимизация влияния человеческой деятельности стала одной из главных задач.
Настоящий город
В соответствии с российским регламентом и стандартами эффективности Всемирного банка (это необходимо для финансирования международного проекта) был создан план переработки бытовых и производственных отходов. Работа системы регулярно проверяется. Кроме того, все дороги и газопроводы были построены с учетом маршрутов миграции северных оленей.
«Жизнь здесь немного похожа на работу на морских буровых установках», — говорит Атем Тебурски (Hatem Tebourski), замдиректора «Тоталь» по операция Ямал СПГ. Этому специалисту по переработке углеводородов доводилось жить в Йемене, Индонезии и Анголе. «Сначала меня это сильно пугало, но если вы в хорошей физической форме и технически подкованы, сложно отказаться от участия в подобном проекте. Я согласился и не жалею об этом. Ямал — это особый, удивительный и чарующий мир. Бурлящий круглые сутки город со своими пожарными, силами безопасности, больницей, магазином, спортзалом и т.д.» Кроме него, здесь оказались сотни специалистов со всего мира. Как бы то ни было, появляется на полуострове и все больше россиян. Делается все для повышения привлекательности объекта: более высокие, чем в остальной стране, зарплаты, хорошие условия труда и проживания, отдых и развлечения после смены.
«Для "Тоталь", второго по величине мирового игрока в сфере СПГ, Ямал — это первый этап, — обещает Арно Ле Фолль (Arnaud Le Foll), новый глава российского дочернего предприятия компании. — Газовые ресурсы севера России колоссальны, и мы намереваемся воспользоваться всеми нашими техническими ноу-хау для запуска аналогичных проектов с нашим российским партнером. В частности это касается Арктик СПГ-2, нового многообещающего комплекса поблизости от Ямала, на Гыданском полуострове. Он должен начать работу в 2023 году, обладает запасами в 7 миллиардов эквивалента барреля нефти и сможет производить порядка 19,8 миллиона тонн СПГ». Новое приключение не заставит себя долго ждать.