Американское правительство рассчитывает, что США получат выгоду от экспорта сланцевого газа из-за отказа Германии от угля, и на смену зависимости от России придет зависимость от США.
Федеральное правительство Германии пока придерживалось плана продолжения строительства «Северного потока — 2», несмотря на сопротивление со стороны США, Украины, Польши и других стран. С Францией достигнут компромисс: соседняя страна, вероятно, не будет блокировать строительство трубопровода. Для примирения с США, после того как президент Дональд Трамп высказал резкую критику и увязал трубопровод с расходами на оборону, федеральное правительство готово пойти на строительство бессмысленных терминалов для дорогого американского СПГ. Как минимум два терминала должны быть построены на побережье на севере Германии.
Неизвестно, насколько будут компенсированы потери Украины, ведь поставки газа в Германию и ЕС через «Северный поток — 2» будут дешевле и надежнее, чем через Украину, которая берет значительные транзитные сборы (страна ежегодно получает 2 миллиарда долларов за транзит). Обещают, что газ будет и дальше идти транзитом через Украину, что в любом случае сократит зависимость от России. Такой шаг — вполне в духе украинской логики, которая уже применяется на практике. Страна больше не берет газ напрямую из России, а импортирует российский газ из стран ЕС.
Противники газопровода утверждают, что проект политизирован, однако Украина сама сделала так, что идущие через ее территорию газопроводы обзавелись и политической нагрузкой. После Оранжевой революции она начала выводить газ, и после споров с Россией трубопроводы были заблокированы. Что касается аргумента, что Германия и Европа впадут в еще большую зависимость от России, то поставки через Украину тут ничего не изменят, тем более что потребители на другом конце трубопровода в таком случае зависят еще и от Украины, а не только от России.
Приводятся различные опасения. Так, Россия после завершения строительства «Северного потока — 2» может начать более агрессивную политику в отношении Украины. Но это звучит не убедительно. И догадки о росте военного присутствия России вблизи балтийских стран и Польши из-за идущего по дну моря газопровода — тоже чистой воды спекуляция.
Помимо «Северного потока — 2», строится еще и «Турецкий поток», через который Россия будет поставлять газ в Юго-Восточную Европу. Первая нитка, также идущая в обход других стран, таких как Украина, по дну Черного моря, должна быть достроена в конце этого года, она будет обеспечивать газоснабжение Турции. Вторая нитка, вероятно, пройдет через Турцию в Болгарию, а оттуда — в Сербию, Чехию и Венгрию. Доля российского газа в Европе увеличится, ведь потребуется больше газа, чтобы заменить угольные электростанции, пока возобновляемые источники энергии производят недостаточно электричества. Американское правительство уже рассматривает новые санкции, чтобы предотвратить развитие российского СПГ.
Когда американское правительство якобы бескорыстно предостерегает Германию и Европу от чрезмерной зависимости от российского газа, за этим, конечно, кроется план посредством энергетики увеличить зависимость Европы от США или, по крайней мере, от близких союзников Вашингтона. В конце концов, благодаря фрекингу США стали крупнейшим нефтяным и газовым производителем. Но из-за относительно высоких расходов на фрекинг газ выходит не таким дешевым, как российский трубопроводный газ или газ, покупаемый у Катара и других стран.
Вместе с тем американское правительство рассчитывает экспортировать большой объем газа именно в Германию. Связано это, вероятно, с планами отказаться от угольных электростанций, хотя полный отказ планируется лишь через 20 лет. «Чтобы достичь цели, им придется их чем-нибудь заменить, и это будет природный газ», — сказал изданию крайне правого толка «Вашингтон экземинер» (Washington Examiner) заместитель министра энергетики США Дэн Брулетт (Dan Brouillette), участвовавший в конференции по вопросам безопасности. Хотя газета утверждает, что доля угля составляет в немецкой энергетике 40%, но на самом деле в 2018 году она лишь немного превысила 35%. 40% было в 2016 году. Германия — крупнейший импортер американского угля, но в 2018 году импортировала на 19% меньше, чем в 2017.
Далее говорится, что Брулетт вместе с министром целый год работает над повесткой «энергетического доминирования». Ясно, что речь идет не о диверсификации энергетического импорта для Германии и Европы, а об американском «энергетическом доминировании», которое предполагается установить по всему миру. Конечно, это в стиле Трампа — основываться прежде всего на ископаемых энергоносителях, а не на возобновляемой энергии, этом упущенном будущем мечтающего о материальных стенах Вашингтона. Правда, американское правительство добилось успехов, подтолкнув ЕС к сокращению зависимости от российского газа в пользу импорта из США. Это нужно честно признать.
«Центральная позиция в глобальной энергетической системе»
Еще в 2016 году в ходе предвыборной кампании под лозунгом «Америка прежде всего» Трамп сформулировал цель энергетического доминирования на смену цели энергетической независимости США. Он бичевал «войну против угля» Барака Обамы. Когда Трамп оказался у власти, последовали выход из Парижского соглашения по климату, разрешение на строительство трубопроводов и смягчение правил добычи газа и нефти, а также разрешение на «чистый» уголь. В 2017 году в стратегии национальной безопасности было указано, что США занимают «центральную позицию в глобальной энергетической системе как лидирующий производитель, потребитель и инноватор».
А затем прозвучала ожидаемая формулировка: США «помогут союзникам и партнерам стать более стойкими по отношению к тем, кто использует энергетику как меру принуждения». Помощь — это эвфемизм, который означает, что США окажут давление на партнеров, чтобы взять их под свой контроль. США как ведущая энергетическая нация создаст «универсальный доступ к дешевой и надежной энергии», что также означает, что Трамп хочет контролировать энергетический рынок. Стремление к смене режима в Венесуэле тоже направлено на расширение американского контроля. К этому относятся и попытки сделать так, чтобы союзники и партнеры импортировали все больше американской энергии, энергетической техники и услуг.
Решением об отказе от угля правительство США улучшит перспективы американского СПГ. То есть отказ от угля должен быть компенсирован фрекинговым газом, который, в отличие от добываемого традиционным способом, является довольно неэкологичным. Это представляет собой альтернативу лишь в том случае, если не принимать во внимание борьбу против потепления климата, как в случае Трампа. Как «большая веха» приветствуется решение федерального правительства Германии софинансировать строительство терминала СПГ неподалеку от Гамбурга. Немцы хотят построить еще больше терминалов, заявил Брулетт, чтобы потом можно было сказать, что американское правительство, конечно, должно удовлетворять растущий спрос на газ в Германии. «Пожалуй, мы с удовольствием будем обеспечивать эти терминалы американским СПГ», — сказал он, отметив, что экспорт пока что ограничен собственной инфраструктурой США.
Но это изменится, потому что Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики, в которой есть представители как демократов, так и республиканцев, дала разрешение на несколько экспортных терминалов, отметил Брулетт. Это послужит образцом разрешения для дальнейшего сооружения инфраструктуры и станет «очень важным шагом для Америки по выполнению обязательства перед нашими европейскими и некоторыми азиатскими партнерами, чтобы удовлетворить их энергетические потребности». Давление ведь можно и облачить в красивые слова, чтобы заставить партнеров склониться перед энергетическим доминированием США.